В среду президент Путин согласился с предложением премьер-министра Медведева об упразднении Министерства по делам Крыма, которое, по мнению главы правительства, выполнило свою задачу по интеграции республики в состав РФ. «Давайте так и сделаем», – ответил Путин Медведеву.
Погружение закончено
Крым нельзя отдавать на внешнее управление, как это было при кадровой интервенции донецко-макеевских во времена Януковича. Это тоже был явный перебор. Крым видел разные модели. Здесь нужно разумное сочетание
Об этих преобразованиях речь шла на встрече Путина с Медведевым в резиденции Ново-Огарево. «Полагал бы возможным считать, что Министерство по делам Крыма свои задачи исполнило, и можно было бы рассмотреть вопрос в целях экономии и управленческих средств и вообще рационализации федеральных органов исполнительной власти о его упразднении», – сказал премьер.
Глава правительства констатировал, что юридически Крым «погрузился» в российское правовое поле. «В настоящий момент все юридические вопросы закрыты», – отметил он, и Минкрыма свою задачу исполнило. При этом министерству за это время удалось подготовить основную программу развития до 2020 года – ФЦП развития Крыма, объем финансирования которого составит более 700 млрд рублей. Эта программа стала и основополагающим документом на ближайшие пять лет.
Говоря о дальнейшей адаптации Крыма, в том числе в экономическом отношении, Медведев предложил возложить эту функцию на Минэкономразвития. «Вполне назревший вопрос», – ответил на это Владимир Путин и попросил Медведева пояснить, как будет проходить координация региональных властей с федеральным центром.
Премьер предложил оставить и обеспечить прямую федеральную координацию развития региона с помощью правительственной комиссии по делам Крыма, по аналогии с комиссиями по Северному Кавказу и Дальнему Востоку. Секретарем этой комиссии мог бы стать нынешний руководитель упраздняемого министерства Олег Савельев. «Правительство обеспечило бы весь необходимый набор координационных инструментов», – заверил глава Кабмина.
Другим аспектом координации он назвал введение в состав правительств Крыма и Севастополя чиновников в ранге замминистра, отвечающих за это направление работы. По словам Медведева, туда можно перевести, в частности, ряд специалистов из аппарата федеральных министерств.
«Есть предложение, согласованное с властью Республики Крым, губернатором Севастополя, о том, чтобы ввести в состав правительств Крыма и города федерального значения Севастополя должностных лиц на уровне заместителей руководителей ведомств, которые будут обеспечивать координацию взаимоотношений с федеральным правительством и федеральными ведомствами. Это должны быть опытные люди, имеющие контакты на федеральном уровне, в значительной степени взятые, может быть, из аппаратов министерств и ведомств правительства РФ», – заявил Медведев.
«Давайте так и сделаем. Думаю, что таким образом действительно можно будет обеспечить большую самостоятельность региональных органов власти и, с другой стороны, не утратить взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и региональными», – согласился Владимир Путин.
В Минэкономразвития выразили готовность исполнять новые функции в соответствии с поручением правительства. «Минэкономразвития готово исполнить любое поручение правительства, тем более что кураторство ФЦП и ОЭЗ в стране входит в функции МЭР», – сказали ТАСС в пресс-службе министерства.
Эксперты сходятся во мнении, что Министерство по делам Крыма сделало свою работу, и теперь такое расформирование вполне логично. Происходящее никак не связано с цепочкой коррупционных скандалов, которые произошли на полуострове за последнее время. Только за полгода в республике было возбуждено 120 уголовных дел коррупционной направленности, в числе задержанных оказался экс-министр промышленной политики Скрынник и главный налоговик Кочанов. Глава Крыма Сергей Аксенов сначала распорядился создать комиссию, которая занималась бы обсуждением каждого задержания местных госслужащих за коррупцию, но сам же отменил это решение.
Глава крымского отделения Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), зампредседателя Общественной палаты республики Александр Форманчук убежден, что создание такого министерства было оправдано, потому что «с колес нужно было погружаться в российскую действительность и законодательство». По его словам, удалось выполнить экономическое сопровождение выработки стратегии развития Крыма. Также была выработана основа для создания свободной экономической зоны. По его словам, «Аксенов и Савельев часто спорили, но понимали цель, что надо разработать такую зону».
«Дальше не было целесообразности сохранять это министерство, потому что сейчас Аксенов сталкивается здесь с оперативным решением проблем, которые требуют быстрого реагирования. И здесь Аксенов и Савельев начали вступать в определенные противоречия... Я считаю Сергея Аксенова очень хорошим «оперативником», может, он работает недостаточно стратегически в силу своей занятости, и Савельев здесь уравновешивал этот момент, но теперь настало время наполнить ту же свободную экономическую зону реальными проектами и дать ей возможность задышать», – сказал Форманчук газете ВЗГЛЯД.
Эксперт поддержал идею создания правительственной комиссии по делам Крыма во главе с Савельевым. «Контролирующая функция со стороны федерального правительства должна сохраняться – должно быть стратегическое видение развития Крыма и увязывание стратегических вопросов с оперативным руководством. Неслучайно Савельева трансформируют в новое качество, и эта должность позволит ему не оставлять связи и отслеживать ситуацию стратегического развития», – подчеркнул он.
Эксперт пояснил, что по опыту наблюдения за крымской политикой на протяжении последней четверти века он пришел к выводу, что «Крым нельзя оставлять только крымчанам». «Потому что начинаются какие-то междоусобные моменты и возникают конфликты интересов, которые приводят к плохим результатам. Также Крым нельзя отдавать на внешнее управление, как это было при кадровой интервенции донецко-макеевских во времена Януковича. Это тоже был явный перебор. Крым видел разные модели. Здесь нужно разумное сочетание. Аксенов прав, когда говорит о недопустимости кадровой интервенции со стороны материковой России. С другой стороны, федеральное правительство должно умело сопровождать своим присутствием происходящее в Крыму», – считает Александр Форманчук.
В свою очередь член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев убежден, что в действительности решением проблем Крыма занимались представители практически всех федеральных министерств и агентств. «Именно поэтому сам процесс вхождения Крыма в состав России прошел исключительно быстро и на достаточно высоком уровне», – сказал Григорьев газете ВЗГЛЯД.
Он полагает, что создание отдельной структуры, которая занималась исключительно Крымом, дублировало необходимость работы со стороны других министерств, и «именно с этим было связано решение об упразднении этой структуры».
Григорьев также не связывает череду последних коррупционных скандалов в Крыму с ликвидацией министерства. Происходящее на полуострове он назвал «естественным процессом». «Жить при Украине, с украинскими порядками и запредельным уровнем коррупции, специфическим отношением к выполнению законов – это не соответствовало нормальному уровню работы государства. А поскольку значительная часть людей осталась именно с таким стилем работы, то, как ни добивались федеральные органы и руководители Крыма новой психологии, не всем удалось перестроиться и воспринять эту психологию», – подытожил Григорьев.
Министерство по делам Крыма появилось весной 2014 года для обеспечения интеграции Крыма в российское правовое и экономическое пространство. В частности, ведомство разработало Федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя до 2020 года, которая стала основополагающим документом на ближайшие пять лет. Финансирование программы составит более 700 млрд рублей.
В ноябре прошлого года президент подписал федеральный закон о создании в Крыму сроком на 25 лет свободной экономической зоны, которая предполагает льготный режим налогообложения, упрощение таможенных процедур, предоставление фирмам-участницам различных субсидий и гарантий.