Встреча министров обороны стран НАТО была абсолютно закрытой, а проходила в рамках так называемого кабинета ядерного планирования, созданного еще в далеком 1966 году. При этом только три страны НАТО обладают ядерным оружием – США, Великобритания и Франция, а Париж в подобных заседаниях обычно не участвует, так как его ядерный потенциал выведен из структуры альянса еще во времена де Голля.
Министр обороны США Эштон Картер лично курировал вывоз ядерного оружия с территории Украины и теперь воспринимает происходящее как личное оскорбление
Данное совещание, спикером которого выступала только помощница Столтенберга Оана Лунгеску, считается чрезвычайным и выглядит «озабоченным ответом» на заявления Владимира Путина о скором поступлении в войска новых баллистических ракет. Еще раньше Дмитрий Рогозин пообещал перевооружить стратегические ядерные силы на 100% уже к 2020 году. Перспектива не столь отдаленная, если учитывать, как быстро развиваются события в последнее время.
Но дело даже не в убыстрении времени в периоды мировых политических кризисов. НАТО оказалось в принципе не готово к изменению роли России, к росту ее военного потенциала, и просто проспало тот момент, когда соотношение сил на континенте (да и в мире в целом) оказалось для альянса не столь лучезарно, как прежде. Теперь всякого рода совещания, встречи, конференции и планерки руководства НАТО проходят с удручающей регулярностью и в явной спешке. Пропагандистски они практически всегда преподносятся общественности как «реакция на агрессивные действия России».
При этом что агрессивного в стремлении государства заменить стареющие ракеты на новые, если такая возможность есть? Действия РФ не выходят за рамки обычного обеспечения самообороны и не повышают обычный градус противостояния в глобальном масштабе. Да, перевооружение по времени накладывается на события на Украине, но оно обсуждалось задолго до переворота в Киеве, да и соответствующее финансирование было заложено в российский бюджет тоже давно.
А вот в Великобритании программа ядерного перевооружения – это новость последних дней. Законопроект о закупке в США модернизированных ракет «Трайдент» (тех самых, что еще в эпоху холодной войны Вашингтон понатыкал по всей Западной Европе) обсуждают сейчас в парламенте Ее Величества, и процесс резко ускорился. Причем данный законопроект содержит удивительную юридическую лазейку, которая позволяет Лондону и Вашингтону избежать формальных обвинений в нарушении договора о РСМД, чем они в последнее время регулярно попрекают Москву. Ракеты действительно будут американскими, но Лондон намеревается привинтить к ним боеголовки собственного производства, то есть сделать их «не совсем» американскими. А управление ими все равно останется в компетенции штабов НАТО. Что ж, по-своему это даже элегантно.
Любая фраза, исходящая сейчас из Москвы, вырывается из контекста и воспринимается в НАТО как непосредственная угроза, причем уже даже не потенциальная, а случившаяся. Это эффект совсем не политический и даже не военный. Это психология массового бессознательного. Руководство альянса оказалось в некомфортной обстановке и судорожными движениями пытается что-то передвигать на глобусе. Примерно из этой оперы идея разместить американскую бронетанковую бригаду в Восточной Европе, конкретно – в прибалтийских странах, Польше, Румынии и Болгарии. Но в любом случае это всего лишь распыление пяти тысяч человек и 200 танков по фронту в пять тысяч километров. Еще совсем недавно Латвия и Эстония гордо и независимо радовались появлению на своих улицах пяти американских танков и сводной роты из Дании, Великобритании, Нидерландов, Норвегии и примкнувшей к ним Швеции. Это реальное усиление, да. Вместо нуля танков – целых пять.
Остальные решения всех предыдущих чрезвычайных совещаний руководства НАТО сводились к планам срочной организации специальных штабов в Восточной Европе по координации с местными вооруженными силами. Вдруг выяснилось, что тяжеловесная махина НАТО практически не способна принимать решения в реальном времени, а армии новых членов альянса до сих пор не перешли на положенные стандарты в сфере управления и координации. То есть раньше все это знали, но исправлять ситуацию никто не спешил. Теперь же, когда «российская угроза» придумана и сформулирована, все нестыковки и ошибки, копившиеся два с лишним десятилетия, придется разгребать в спешном порядке.
#{weapon}Меж тем спешка – не лучший советчик. НАТО постепенно втягивается в «гонку учений», утверждая, что Москва первая начала, и ссылаясь на учения «Запад» 2013 года. Западные дипломаты на полном серьезе рассказывают о том, что боятся России, и воспринимают разминку ее ВС близко к сердцу. Этот внезапно образовавшийся страх, с одной стороны, искусственно «разгоняли» прибалтийские страны и Польша в своекорыстных целях, «нагнетая саспенс», как в фильмах Хичкока. С другой – у этого страха вполне естественное происхождение: большинство руководителей министерств обороны стран НАТО «пороха не нюхали», это в основном партийные назначенцы, получившие должность по квотам парламентских коалиций, формирующих правительства. Они, как правило, не имеют отношения к собственно армии. Назначать министром обороны гражданское лицо – тренд развитой демократии, а если это еще и женщина, мы имеем классический пример того, как толерантность побеждает обороноспособность. Такие люди не имеют навыков оценки военных угроз и рисков, не всегда разбираются даже в терминологии, не говоря уже о нюансах, например, управления ядерным оружием или флотом. Понятно, что в обстановке мнимой, но серьезно воспринимаемой «российской угрозы» они теряются и начинают принимать хаотические решения. Или – попадают под влияние профессиональных военных, у которых собственные интересы.
Кстати, именно в последнем, как ни странно, представители НАТО обвиняют Россию, полагая, видимо, что в Москве сейчас голос военных сильнее голоса дипломатов. Потому, мол, так много учений и все меньше переговоров. Но переговоры по ДОВСЕ уже бесполезны, а рамки теоретически все еще возможных консультаций по РСМД отказывается определять американская сторона, которая ищет технические лазейки, чтобы его обойти, не потеряв лицо. Отношения непосредственно с НАТО радикально прерваны как раз по инициативе Брюсселя.
В подобной обстановке каждое лыко в строку. России отказывают в праве проводить учения на своей территории, потому что это чему-то может угрожать. Любое передвижение российских кораблей или пролеты военной авиации в международной зоне воспринимаются как угроза безопасности. При этом вводить постоянное патрулирование в Черном море, ротируя одноклассовые корабли, чтобы формально соблюдать конвенцию Монтре, НАТО вполне себе позволяет. И очень возмущается, когда их оттуда выпроваживают, как на Балтике, где канадским военным кораблям уж точно нечего делать.
Реакция страха никак не красит руководство НАТО, но она по крайней мере объяснима. Люди оказались в сложной жизненной ситуации, в плену иллюзий, которые к тому же усиливаются деятельностью персонажей с личными интересами. Например, нынешний министр обороны США Эштон Картер во времена Билла Клинтона лично курировал вывоз ядерного оружия с территории Украины и теперь воспринимает происходящее как личное оскорбление. Сейчас Москве приходится иметь дело не с прагматично настроенными функционерами, а с группой закомплексованных людей, ранее не попадавших в ситуации страшнее выпускных экзаменов в элитной школе, к тому же, скорее всего, находящихся под сильным влиянием реальных военных, живущих в таком же стрессе.
Это печально, но не трагично. Пока реактивная реакция НАТО на вырванные из контекста фразы или целые тексты, взятые из украинского интернета (один из основных их источников информации), не выходит за рамки декоративных решений типа все тех же танков в Польше или маневров на Балтике. Но ситуация может измениться, если под влиянием неуверенности и страха все-таки будет принято решение об изменении структуры ядерных сил в Европе.
Это не только американо-британские наперсточные фокусы с ракетами «Трайдент». Это и возможное согласие на прямое размещение американских систем в Европе. Или прямое давление на Францию. Или еще что-нибудь в этом роде. Баланс сил тогда серьезно не изменится, но страны НАТО перейдут ту психологическую черту, за которой начинается гонка вооружений. Причем порожденная не реальными угрозами, а только лишь страхом и неуверенностью в себе.