«Обсуждалась оптимизация бюджетных расходов на содержание и модернизацию вооруженных сил, а также социальное обеспечение военнослужащих», – сообщила пресс-служба Кремля по итогам прошедшей в пятницу встречи президента Владимира Путина с главами соответствующих структур – министром обороны Сергеем Шойгу и министром финансов Андреем Силуановым.
Идеи оснащения столовых системами доступа по отпечатку пальца вредны для армии
«Хотел бы поблагодарить вас за то, что, несмотря на проделанную работу по оптимизации, удалось сохранить основные параметры гособоронзаказа и программы вооружения, что чрезвычайно важно для того, чтобы достичь планируемых параметров по обновлению армии и флота», – подчеркнул глава государства. По словам Путина, должны быть продолжены работы по реконструкции и строительству новых военных городков, должны быть решены запланированные на этот год вопросы, связанные с предоставлением жилья. «В том числе окончательно может быть решен, и я надеюсь на это, вопрос с предоставлением служебного жилья, – отметил президент. – Имею в виду те предложения, которые были сформулированы Министерством обороны, по денежным компенсациям, связанным с поднаемом этого служебного жилья для офицеров и младшего командного состава».
И наконец, подчеркнул глава государства, в этом году должны быть проиндексированы пенсии военным пенсионерам. «Имею в виду военных пенсионеров и Министерства обороны, и других силовых ведомств, – отметил президент и обратился к министрам, – есть ли ещё какие-то вопросы, которые остались недосогласованы?»
«Все согласовано, господин президент», – подчеркнул Шойгу. Силуанов, в свою очередь, заверил, что «финансовые ресурсы есть».
«Особо сильно не разбежишься»
Поясним, что о «работе по оптимизации» государственных расходов глава Минфина отчитался в понедельник. По словам Силуанова, чтобы выйти на бездефицитный бюджет в 2017 году, необходимо зафиксировать расходы на уровне 2015 года – около 15 трлн руб. В бюджете на этот год расходы на национальную оборону составляют 3,28 трлн руб. Всего же на долю силовых ведомств приходится 40% бюджетных расходов.
Проект урезания бюджета, опубликованный Минфином, подразумевает, что бюджетные траты будут сокращены на 300 млрд руб. (вместо изначально запланированного 1 млрд). Предполагается, что расходы Минобороны сократятся на 3,7%. «Особо сильно здесь не разбежишься», – констатировал Силуанов. Для сравнения, расходную статью для Федерального агентства воздушного транспорта планируется урезать на 30,8%.
Глава Минфина заверил: «В этом году с Минобороны нам удалось договориться по части оптимизации расходов, будем работать, продолжать диалог».
Заметим, что, судя по официальным сообщениям Минобороны, «вопрос об оптимизации расходов федерального бюджета на содержание и оснащение вооруженных сил РФ на период до 2020 года» должен был стать одним из пунктов обсуждения на коллегии министерства 25 февраля. Однако к каким выводам тогда пришли в ведомстве Сергея Шойгу, в открытых источниках не указывалось.
Основное сокращение расходов федерального бюджета Минфин запланировал не на текущий год, а на 2016–2017 годы.
Постепенное урезание
Поправки в бюджет разработаны Минфином исходя из уточненного макроэкономического прогноза Минэкономразвития на 2015 год, предполагающего снижение ВВП на 3% при цене на нефть в 50 долларов за баррель и инфляции в 12%. Дефицит бюджета, согласно проекту, в 2015 году составит 3,8% ВВП (2,76 трлн рублей).
В 2016 году дефицит снизится до 1,2% ВВП (994 млрд рублей), а к 2017 году планируется выйти на бездефицитный бюджет. Минфин из-за ожидаемого снижения доходов федерального бюджета в 2,7 трлн рублей будет просить парламентариев разрешить покрыть снижение за счет средств Резервного фонда, накопленных в прошлые годы.
В конце февраля вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, говоря о сокращении бюджетных расходов, называл цифру в 10%, однако, по его словам, «это общее сокращение», которое «не коснется сельского хозяйства и обороны страны».
#{weapon}В свое время одним из основных сторонников сокращения расходов на оборону был отправленный в отставку в сентябре 2011 года министр финансов Алексей Кудрин. За несколько месяцев до отставки – в мае 2011 года – он представил план сокращения расходов для уменьшения дефицита бюджета в 2012 году и впервые призвал правительство сократить расходы на оборону. Речь шла о призыве отказаться от увеличения численности офицеров и контрактников для ежегодной экономии 160 млрд рублей. Более того, Кудрин предлагал в течение трех лет сократить армию на 15%.
По мнению экспертов, в нынешних условиях – явно менее щадящих, чем в 2011 году – руководство страны пойдет на выборочное сокращение оборонных расходов, которое не коснется собственно того, что имеет непосредственное отношение к обороноспособности страны.
Что сохранить и чем «пожертвовать»
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко убежден, что в нынешних условиях главным приоритетом остается госпрограмма вооружений и оборонзаказ. «Должно быть обеспечено 100% финансирования развития стратегических ядерных сил, а также критически важных для национальной обороны программ.
В частности, это программа создания системы воздушно-космической обороны, программа финансирования приоритетных разработок вооружения, военной техники, в том числе системы ПВО ПРО пятого поколения С-500, истребителя пятого поколения Т-50, основного боевого танка пятого поколения «Армата». По «Армате» нужно выполнить заложенные Владимиром Путиным ориентиры – 2300 таких танков должны быть закуплены для армии в рамках серийного производства этих машин», – сказал Коротченко газете ВЗГЛЯД.
Также, убежден он, на сто процентов должны быть профинансированы расходы на боевую подготовку, включая внезапные проверки и учения.
Говоря о том, чем можно было бы пожертвовать, Коротченко отметил, что это могут быть те вещи, которые непосредственно не сказываются на боеготовности. Например, оснащение столовых системой доступа по отпечатку пальца. «Это блажь. Такие программы надо просто «убивать». Доступ по отпечатку пальца необходим в хранилище ядерных боеприпасов, а также на командные центры, откуда ведется управление стратегическими ядерными силами. Там это оправдано. Идеи оснащения столовых системами доступа по отпечатку пальца вредны для армии», – отметил эксперт.
Кроме этого необходима оптимизация расходов в рамках конкурсных процедур, «потому что это не всегда делается эффективно». «Необходим пересмотр приоритетов по НИОКРам (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Зачастую такие работы выступают в качестве бюджетоемких коррупционных махинаций. Там, где нет практического результата, НИОКРы продлеваются годами и пожирают десятки миллиардов рублей», – подчеркнул Игорь Коротченко.
«Оптимизация расходов – это не сокращение»
В свою очередь военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский подчеркивает, что на встрече президента с министрами не шло речи о сокращении расходов на военные нужды. «Военных расходов как было 3 трлн 300 млрд – так и остается. Оптимизация расходов – это не сокращение. Это перераспределение средств, в связи с изменившейся ситуацией, на первоочередные задачи», – сказал Мураховский газете ВЗГЛЯД.
Он подчеркивает, что в госпрограмме вооружений расставлены приоритеты – это в первую очередь стратегические ядерные силы. «По количественному параметру так все и продолжается. Есть воздушно-космическая оборона, авиация. Есть некоторые задачи, которые стали первоочередными в связи с импортозамещением. Прежде всего продукции, которую раньше поставляла Украина. В связи с тем, что Крым вернулся в состав России, задача строительства Новороссийской военно-морской базы может быть отодвинута на более поздний срок. Основные работы там выполнены, а остальное можно вести медленнее», – считает эксперт.