Киев призывает миротворцев
Заявления в стиле «Пришлите кого-нибудь, кто нас защитит от русских» – это несерьезно
Президент Украины Петр Порошенко в среду вечером предложил СНБО обсудить введение в страну миротворческих сил. «После принятия сегодняшнего решения, а я надеюсь, что оно сегодня будет принято, мы начинаем официальную работу обращения к нашим партнерам, официальные консультации, которые смогут обеспечить мир», – сказал он. При этом Порошенко добавил, что «наилучший для нас формат – это полицейская миссия Евросоюза. Уверены в том, что это будет наиболее эффективным, наиболее оптимальным гарантом в ситуации, которая сложилась, когда слово мира не соблюдается».
В ответ СНБО Украины тут же принял решение по обращению в ООН и к ЕС относительно развертывания на Украине полицейской миссии. «Очень важный вопрос, который был рассмотрен, и, соответственно, принято решение об обращении к ООН, к ЕС относительно разворачивания на Украине операции по обеспечению мира и безопасности», – сказал Турчинов.
Примечательно, что еще в начале февраля Порошенко не видел немедленной необходимости в привлечении международных миротворческих сил для урегулирования ситуации на Украине: «Для организации присутствия миротворческих сил надо принять решение на уровне Совбеза ООН, это потребует как минимум полгода. Можете себе это представить – полгода! Нам нужна не миротворческая операция, а прекращение огня и полный вывод иностранных войск. Для этого надо закрыть границу. Тогда мир и стабильность станут вопросом пары недель и не нужны будут миротворцы», – заявлял украинский президент.
Против минских соглашений
Полномочный представитель ДНР Денис Пушилин назвал просьбу Киева ввести миротворцев нарушением минских договоренностей. «СНБО в лице (секретаря Александра) Турчинова уточнил – имеется в виду приглашение миротворцев на российско-украинскую границу на донбасском участке. Это является фактическим нарушением комплекса мер по выполнению минских соглашений, – подчеркнул он. – Соответственно, мы крайне отрицательно к этому относимся, более того, намерены обратиться к главам государств, которые выступили гарантами выполнения взятых обязательств на себя Украиной».
В свою очередь председатель народного совета Донецкой народной республики Андрей Пургин заявил, что считает намерение Киева разместить миротворцев в Донбассе поспешным. «Если нам и нужны миротворцы, то это миротворцы РФ», – уточнил он, напомнив при этом, что «сейчас ОБСЕ выполняет контрольные функции. (Так что) это преждевременная мера», – сказал Пургин. Ранее он также подчеркивал, что если лидеры нормандской четверки договорятся о миротворцах в Донбассе, ДНР и ЛНР заинтересованы в том, чтобы это были представители России или Белоруссии.
Не спешить с введением миротворцев в Донбасс призвал и зампред народного совета ЛНР Владислав Дейнего, заявивший, что вопрос можно было бы обсуждать, только если не останется надежды разрешить ситуацию без внешних сил. «Нужно проанализировать ситуацию, посмотреть, есть ли возможность без привлечения сторонних сил стабилизировать ситуацию, если ее нет, может быть, придется вернуться к вопросу миротворцев», – цитировало Дейнего РИА «Новости».
Замглавы штаба ополчения ДНР Эдуард Басурин отметил, что не имеет возражений против миротворческого контингента. «В самом начале, когда начинался весь этот конфликт, мы предлагали тогда еще Российской Федерации и всем странам, которые входят в Совет Безопасности (ООН – прим. ВЗГЛЯД), чтобы они рассмотрели вопрос и ввели сюда миротворцев. Тогда было нам отказано», – напомнил он и заключил: «Если хотят ввести, мы не против, пусть вводят».
Против направления миротворцев на Восток Украины выступил и спикер Госдумы Сергей Нарышкин. «Конечно, минские договоренности не предусматривают такой меры. На мой взгляд, это может быть таким элементом эрозии минских договоренностей. Поэтому я не соглашусь с этим», – заявил он.
С тем, что приглашение миротворческих сил подрывает недавние минские договоренности, согласился и постпред России при ООН Виталий Чуркин: «Достигнуты минские договоренности 12 февраля. Согласно этим договоренностям, в Донецкой и Луганской республиках будут создаваться свои милиции. Наблюдение за районом разъединения будет проводить ОБСЕ, – напомнил он. – Если тут же выдвигаются какие-то другие схемы, то возникает вопрос о том, собираются выполнять минские договоренности или нет». По мнению Чуркина, «надо разводить вооружение и не заниматься выдвижением новых инициатив», которые в первую очередь вызывают «подозрение, что хотят развалить минские договоренности», уверен постпред.
Переиграть в свою пользу
В свете последних событий попытка пригласить миротворцев выглядит как способ переиграть минские соглашения, считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. «Предложение о введении миротворческого контингента в той форме, в которой оно было подано президентом и Совбезом, – это попытка переиграть результаты Минска-2 и их легитимацию в ООН», – сказал он в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Киевская инициатива также может быть знаком недовольства поведением западных партнеров, отмечает эксперт. «Как считают некоторые лица в Киеве, Запад, включая даже США, «кинул» Украину, – поясняет Погребинский. – Удивительным было то, что США сделали то же самое, что Меркель и Олланд – одобрили документ, который подписала в Минске контактная группа. А этот документ исключает всякий контроль над границей со стороны украинских пограничников до решения всех ранее перечисленных вопросов – выборы, конституционные реформы и так далее. Выходит, что, несмотря на всю жесткую риторику, Обама сдвинул ситуацию в сторону замораживания конфликта. Это и вызывает растерянность и попытку переиграть минские договоренности с помощью миротворцев», – считает Погребинский.
Однако вряд ли просьба Киева найдет поддержку на Западе. «Для этого должно быть согласие тройки (Меркель, Олланд, Путин – прим. ВЗГЛЯД), – отмечает Погребинский. – Но я не думаю, что Минск-2 исчерпал свои перспективы, так что всерьез обсуждать миротворцев рано. Возможно, к этой теме придется вернуться, если будут бесконечные провокации, которые не позволят ОБСЕ контролировать выполнение перемирия. Да, у ОБСЕ нет возможности полного контроля – у них мало сил и мандат недостаточный, но пока они вполне могут остановить эпизоды провокаций и понять, кто в этом заинтересован. К тому же пока кажется, что в течение нескольких дней Дебальцево затухнет, и перемирие восстановится всюду». А если это произойдет, то для продвижения темы миротворцев придется совершать провокации с целью нарушения перемирия, отмечает собеседник. «Не знаю, как к этому отнесутся Меркель и Олланд», – добавил он.
«Еще недавно Порошенко категорически утверждал, что никаких миротворцев не будет, – напомнил Погребинский. – Сейчас же он, видимо, пришел к выводу, что минские соглашения, подписанные и легитимированные на уровне ООН, не соответствуют планам киевской власти».
«Они не просят миротворцев ООН – хотя, казалось бы, там процессом управляют американцы, и они бы могли на это влиять. Они говорят – нам нужна полицейская миссия ЕС. Какая-то кошка наверняка пробежала между Обамой и Порошенко в эти дни», – делает вывод Погребинский.
Несмотря на очевидную непродуманность этой инициативы, в целом Погребинский считает ее перспективной. «Эту тему можно и даже нужно обсуждать. Идея правильная, потому что нужен эффективный контроль за прекращением огня, и ОБСЕ вряд ли с этим справится. Но вопрос не созрел настолько, чтобы говорить что-то определенное. Ясно одно: если они и могут получить мандат, то только в рамках минских соглашений, легитимированных СБ ООН. И разговоры о том, чтобы ввести этот мандат на границе (России и Украины – прим. ВЗГЛЯД), абсолютно беспочвенны. Шансов на это нет. И дело не в том, что ополченцы против, – это против Минска-2».
«В рамках минского соглашения какой-то миротворческий мандат был бы неплох, если бы это был согласованный состав. Например, ЕС вместе с Россией. Но этот вопрос не обсуждался на должном уровне. Да, Порошенко говорит, что кто-то выдвигал эту идею, но ведь никто из тройки Меркель – Олланд – Путин об этом не заявлял. Значит, нет даже приблизительных рамок согласия».
«Да, сейчас Чуркин сказал, что это противоречит минским соглашениям. Но это противоречит именно в той форме, в которой это подано. Если это упаковать в другую форму – согласованного мероприятия, то это тема для переговоров, – считает Погребинский. – Переговорный процесс о том, как это должно быть, скорее всего, начат».
Решение о появлении какого-либо миротворческого контингента не может быть принято без согласия обеих сторон, напоминает Погребинский. «Если одна сторона просто говорит: мы обращаемся – ну, обращайтесь. Только две стороны могут обратиться. А если обращается одна, то пользы от этого немного», – отмечает эксперт.
«Нужны какие-то внешние подпорки, своими силами не справиться»
«Идея введения миротворцев вполне обсуждаема, но только с определенным мандатом, путем консультаций в Совете Безопасности ООН или на уровне ОБСЕ. Здесь могут быть разные подходы», – также заявил газете ВЗГЛЯД председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Он также напомнил, что ввод миротворцев не может осуществляться по желанию одной из сторон конфликта. «Чтобы они исполняли свою функцию, должно быть общее понимание, что они делают и как. Прежде всего, нужно обеспечить их безопасность, ведь без этого никто туда не поедет, – отметил эксперт. – А просто заявления «пришлите кого-нибудь, кто нас защитит от русских», это несерьезно».
Размещение миротворцев на границе с Россией сейчас нереально, подчеркнул Лукьянов. «Это может быть только результатом очень длительного процесса», – заявил политолог и напомнил, что в минских договоренностях четко говорится: мониторинг, контроль на границе является не отправной точкой, а финальной. «То есть если Украина произведет конституционную реформу, изменится ее государственность и так далее, тогда и можно рассматривать этот вопрос. Какая-то форма контроля будет установлена, но только в конечном итоге, а не сейчас», – пояснил Лукьянов.
Киев заговорил о необходимости миротворцев под давлением обстоятельств, отметил эксперт. «Сейчас ему нужны какие-то гарантии. Они (власти Киева – прим. ВЗГЛЯД) опасаются, что противоположная сторона на волне некоторой эйфории, которую они наверняка испытывают, захочет и дальше расширить зону контроля», – пояснил эксперт. Он подчеркнул, что «Киев потерпел военное поражение». И разговоры о вводе миротворцев – «это не признание факта гражданской войны, а признание того, что часть территории не находится под контролем». «Нужны какие-то внешние подпорки, своими силами не справиться», – констатировал политолог.
Кто будет в составе миротворческой миссии – это предмет торга, отметил Лукьянов. Собеседник рассказал, что когда ООН направляет свои миссии в разные зоны конфликтов, большую роль играют такие страны, как Бангладеш, Индия и так далее, то есть «совершенно нейтральные, которые не имеют никаких интересов в большинстве мировых конфликтных ситуаций». Эксперт предположил, что в таком качестве в данном случае может рассматриваться, к примеру, Белоруссия. Лукашенко четко позиционировал, что он ни на той, ни на другой стороне, напомнил политолог. «Главное – в этой функции не могут выступать силы стран, которые имеют тот или иной интерес, поэтому там, скорее всего, ни России, ни европейцев не будет, либо, если будет, то на какой-то паритетной основе и очень жестких условиях взаимного контроля еще и среди миротворцев», – пояснил эксперт.
«Киев признает факт гражданской войны»
Киев недаром предлагает ввести миротворческие войска именно на границу с Россией. «Для Порошенко и «партии войны» очень важно показать, что Россия – это и есть агрессор», – заявил газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты, директор Центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров. Кроме того, «под видом миротворцев Киев хочет ввести натовские подразделения и блокировать российскую границу с гуманитарной точки зрения и фактически, благодаря этим подразделениям, уничтожить эти непризнанные республики», – отметил эксперт, добавив, что точно так же американско-натовское командование уничтожило Сербскую Краину.
Признать наличие гражданской войны Киеву рано или поздно придется. Более того, он уже это делает, подчеркнул политолог. По сути, «на словах Киев признает факт гражданской войны, потому что против террористов миротворцев не вводят», отметил Федоров.
Порошенко раньше отказывался говорить о миротворцах, потому что это идеологическое и политическое поражение для Киева, подчеркнул эксперт. «Все это время они хотели решить вопрос военным путем», – напомнил политолог. Теперь же, требуя ввода миротворцев, Киев хочет обезопасить себя от возможных отступлений и дальнейших военных побед ополченцев, заключил эксперт.