Затянувшиеся переговоры «нормандской четверки» (по традиции, заложенной еще Дюма, в них на одного участника больше; пятый – Александр Лукашенко) собрали немало комментариев в социальных сетях. Всенощное бдение в минском Дворце независимости сравнивали с избранием пап римских, фильмом «Гараж», кто-то предполагал, что лидеры государств играют в преферанс, кто-то – что они на самом деле разошлись по комнатам отдыха и легли спать, поскольку точек соприкосновения у сторон нет.
Киев продолжает надеяться на хорватский вариант, когда протогосударственные сербские образования были уничтожены при поддержке НАТО
К полудню по Москве выяснилось, что последние частично правы. Разумеется, переговоры практически не прерывались (за исключением подозрительно частых отлучек Петра Порошенко, в которых кто-то увидел проблемы с желудком, а кто-то – звонки непосредственному руководству в Вашингтон). Но, несмотря на то, что главная цель – прекращение огня – вроде бы достигнута, говорить об успехах встречи в Минске могут только прирожденные оптимисты.
Заложники пропаганды
Безусловно, сложнее всего было постоянно отлучавшемуся Порошенко – все-таки обсуждалось будущее страны, которую он возглавляет. Вот только почему-то украинского президента совсем не жалко. Киев сам, собственной пропагандой загнал себя в ловушку, выйти из которой, не потеряв при этом власть, будет крайне трудно.
Украина не хочет признавать происходящее в Донбассе гражданской войной. На утверждение «у вас идет гражданская война» украинцы реагируют еще резче, чем в мирное время на словосочетание «на Украине». Вся мощь их пропаганды при поддержке официальных лиц Евросоюза и США направлена на то, чтобы представить происходящее в Донбассе украино-российским конфликтом, вторжением, агрессией – и так далее. А ДНР и ЛНР в их картине мира – это так, шавки на коротком поводке, которым Москва свистнет – и они разбегутся.
Вообще даже странно, что американские советники Порошенко, наличия которых уже никто особо не скрывает, не помнят о собственном опыте. Созданным ЦРУ талибам и ИГ свистнуть не удалось, пришлось бомбить, причем без особого успеха. И если уж они обвиняют Москву в «создании» ДНР и ЛНР, об этом стоило бы вспомнить.
Проблема в том, что, несмотря на пиар-усилия Киева, больше никто, включая Запад, считать повстанцев террористами не намерен. Более того, даже употребление слова «пророссийские» не вполне корректно. Еще раз напомним очевидное: то, что Фидель Кастро прибыл в Кубу из Мексики в компании аргентинца Че Гевары, не делает кубинских революционеров промексиканскими или проаргентинскими.
Объявив повстанцев террористами, Киев сам связал себе руки и резко ограничил пространство для маневра. С террористами не подписывают договоров, их уничтожают. Но ДНР и ЛНР – не террористы, а стороны гражданского конфликта. Именно отказом Порошенко напрямую разговаривать с Захарченко и Плотницким объясняется запредельная длительность переговоров. Это же, скорее всего, имел в виду Франсуа Олланд, отмечая, что «не обо всем удалось договориться».
На самом деле до тех пор, пока Киев не признает ДНР и ЛНР договаривающимися сторонами, достичь всеобъемлющего соглашения не удастся никак. И нынешний договор о прекращении огня будет соблюдаться так же, как предыдущий. То есть не будет.
Прогноз неблагоприятный
Можно прямо сказать, что переговоры провалились. Корявое название подписанного документа свидетельствует не столько о бессонной ночи высоких договаривающихся сторон, сколько о том, что эти бумажки мало что значат. И это понимают все договаривающиеся стороны. Да, огонь должен прекратиться уже послезавтра, и тяжелое вооружение, возможно, слегка отодвинется от линии фронта. Да, подозреваемая в убийстве российских журналистов Надежда Савченко в качестве жеста доброй воли, наверное, будет передана Украине и получит свои 15 минут славы на трибуне Верховной рады.
Но по сути стороны не договорились ни о чем, поскольку вообще не разговаривали. Россия, Германия и Франция – не участники конфликта. Участники – Украина, ДНР и ЛНР. До тех пор, пока они не начнут искать компромиссы друг с другом, прогноз развития ситуации в Донбассе может быть только неблагоприятным.
Скорее всего, Конгресс США все-таки продавит решение об оказании военной помощи Киеву летальным оружием. И вовсе не потому что так хотят крови украинцев, как подозревают в Москве или в Пекине, и не потому, что желают поддержать «молодую свободную страну», как наивно рассчитывают в Киеве. Все гораздо проще и банальнее – президентские выборы. Социологи говорят о том, что сейчас большей поддержкой электората пользуются «ястребы», а значит, демократы и республиканцы будут соревноваться в воинственной риторике и потрясать оружием. Пройдут выборы – можно будет говорить об очередных мирных инициативах, «перезагрузках», «разрядках». Потому что реальная война никому, разумеется, не нужна. И американские инструкторы, которые прибудут обучать украинские войска, заодно проследят, чтобы вооружения не перепродавались дальше.
Однако Россия уже заявила, что официальное решение о поставках оружия Киеву будет воспринято как угроза нашей безопасности. Вряд ли ответ РФ будет симметричным, хотя возможность официального признания ДНР и ЛНР и оказания им военной поддержки в аналогичном объеме полностью исключать нельзя.
Скорее всего, после начала официальных поставок оружия из США Москва выполнит давно высказываемую угрозу и прекратит поддерживать украинскую экономику – запретит российским банкам и компаниям вести деятельность на Украине, закроет границу, а также введет персональные санкции против еще пары-тройки американских политиков – наиболее ярых сторонников вооружения Киева. Что, безусловно, добавит этим людям дополнительных электоральных очков на родине.
К тому времени на Украину уже начнут поступать транши помощи от МВФ, о которых вроде бы договорился Арсений Яценюк, поэтому удар будет не таким сильным, как если бы Россия прекратила поддерживать экономику Украины сразу после публикации статьи Дмитрия Медведева о размерах этой поддержки.
Важно подчеркнуть, что лидеры ДНР и ЛНР подписали соглашения, где их протогосударственные образования даже не упоминаются, речь идет лишь об «отдельных районах Донецкой и Луганской областей» – и это был с их стороны очень серьезный компромисс. Нет ничего удивительного в том, что Захарченко сразу предупредил: в случае нарушения Киевом нынешних договоренностей никаких новых встреч и меморандумов уже не будет. А нарушения будут – слишком нечеток и декларативен «комплекс мер, направленный на имплементацию минских договоренностей».
А значит, война не закончилась, наступило очередное перемирие, мало чем отличающееся по сути своей от предыдущего.
«Нормандская четверка» может еще не раз съездить в гости к Лукашенко на яичницу из белорусских яиц и ведерко кофе – все вместе и по отдельности, пригласить к участию в разговоре Барака Обаму, Си Цзиньпина, а также нового короля Саудовской Аравии со всеми саудовскими принцами. Это тоже будет, цитируя Ангелу Меркель, «реальным шансом улучшить ситуацию».
Но шанс превратится в реальное улучшение только после того, как Петр Порошенко сядет за стол переговоров с Александром Захарченко и Игорем Плотницким, а встав из-за стола, они пожмут друг другу руки.
Судя по поведению Порошенко, Киев продолжает надеяться на хорватский или боснийский вариант, когда протогосударственные сербские образования были уничтожены военной силой при поддержке НАТО. Но в случае с Украиной и Новороссией это абсолютно невозможно.
Детали ему может напомнить старший советник Михаил Николаевич Саакашвили.