Администрация США готовит санкции в отношении компаний и лиц, причастных к иранской программе создания баллистических ракет, сообщает в четверг Wall Street Journal. Они могут коснуться по меньшей мере десяти физических и юридических лиц в самом Иране, а также в Эмиратах и Гонконге, подозреваемых в связях с иранскими структурами, ответственными за программу баллистических ракет.
Можно ли всерьез ожидать, что Иран начнет стрелять по Европе обычными ракетами? С военной точки зрения это было бы абсолютно нелепо и граничило бы с самоубийством
Ожидается запрет американским компаниям на ведение каких-либо дел с подпавшими под санкции лицами. Банкам будет также предписано заморозить все активы лиц и компаний из черного списка, если таковые будут обнаружены.
Wall Street Journal отмечает, что меры, которые планирует предпринять министерство финансов США, станут первыми введенными в отношении Ирана после того, как Тегеран заключил в июле ядерное соглашение с ведущими державами.
Как сообщала ранее телекомпания NBC, в субботу в Ормузском проливе катера Ирана провели учебные стрельбы ракетами в 1,4 км от американского авианосца «Гарри Трумэн». Хотя ракеты не были нацелены на авианосец, США расценили эти действия как «безосновательно провокационные и небезопасные», указывал телеканал.
Напомним, 14 июля Иран и «шестерка» международных посредников достигли исторического соглашения после 10 лет переговоров. Выполнение принятого совместного всеобъемлющего плана действий полностью снимет с Ирана введенные экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. Согласно договору, Иран избавится от 98% обогащенного урана, любые пути к ядерному оружию для Тегерана будут закрыты. Также Тегеран согласился не обогащать уран свыше 3,67% на протяжении 15 лет. При этом договоренности предусматривают, что санкции будут быстро введены вновь, если Иран нарушит условия сделки.
17 октября руководство Ирана уведомило МАГАТЭ о начале применения дополнительного протокола к соглашению, предоставив агентству больший доступ к своим данным по ядерной деятельности. На следующий день президент Барак Обама поручил начать процесс отмены санкций против Ирана.
Успешные старты «Эмада»
Но в то же время Иран в октябре успешно испытал новую баллистическую ракету дальнего радиуса действия. «Ракета Emad – первая иранская ракета дальнего радиуса действия, которую можно наводить и контролировать, пока она не поразит цель. Ракета также способна поражать цели с высокой точностью и полностью их уничтожать», – сообщил министр обороны страны генерал Хоссейн Дегхан. По его словам, данная ракета класса «земля – земля» была разработана и сконструирована иранскими экспертами. Решение об испытаниях было одобрено верховным лидером страны аятоллой Али Хаменеи в августе. Агентство IRNA отмечает, что ранее с призывом возобновить ракетные испытания выступили депутаты меджлиса.
Постпред США при ООН Саманта Пауэр заявляла, что этот тестовый запуск стал «прямым нарушением» санкций СБ ООН. В американских СМИ сообщалось, что ракета способна нести ядерную боеголовку. В санкционный комитет Совбеза ООН поступила жалоба США, Германии, Франции и Великобритании. В документе испытание названо нарушением резолюций СБ, так как запущенная ракета теоретически способна нести ядерную боеголовку. «Мы считаем, что эта информация поможет комитету в выполнении возложенной на него ответственности по проверке и принятию надлежащих действий в ответ на нарушение резолюций Совета Безопасности», – говорится в письме.
По данным открытых источников, «Эмад» является усовершенствованной версией ракеты Shahab-3 на жидком топливе, превосходящей ее по точности и другим характеристикам. По сравнению с предыдущими моделями, эта ракета имеет возможность корректировки траектории движения в ходе полета. Дальность действия «Эмад», способной нести 750 кг полезной нагрузки, может достигать 1,7 тыс. км. По данным экспертов ООН, ракета имеет дальность не менее 1000 км и несет заряд массой не менее 1000 кг. Тегеран заявлял, что все его баллистические ракеты имеют оборонительный характер и не предназначены для ядерного оружия.
Борьба накануне выборов
По мнению бывшего замминистра иностранных дел, экс-замглавы генсека ООН Сергея Орджоникидзе, новые санкции не ставят под угрозу сделку по Ирану. «Это уже необратимый процесс, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Мы столько раз эту сделку откладывали – я еще работал в МИД тогда. Не думаю, что это будет иметь какое-то принципиальное значение». «Любые санкции надо просчитывать, – добавил он. – Когда мы в очередной раз решили продать ракеты Ирану, мы все санкции просчитали. И теперь они могут говорить что угодно».
Эксперт предполагает, что история с новыми санкциями связана больше с внутренней политикой США и продвигает такую линию воинственное крыло аппаратчиков Белого дома. «С одной стороны, в администрации Обамы хотят улучшения климата международных отношений, в частности, в контексте борьбы с террором, и с Россией не хотят заканчивать совсем плохо. А другая компания там все делает ровным счетом наоборот. И кто из них когда побеждает, высчитать практически невозможно. Идет борьба, особенно накануне выборов. И многие вещи объясняются именно ситуацией с предстоящими выборами», – заключил он, отметив, что там, например, «существуют люди, готовые пойти на все тяжкие, даже ногу себе отрезать, лишь бы русским было плохо».
Последний аргумент Вашингтона
Отметим, что именно иранская ракетная и ядерная программы служили двумя предлогами для создания системы ПРО США в Европе, но после сделки по Ирану один из аргументов перестал работать. Однако от своих планов американцы все равно не отказались, оправдываясь как раз наличием у Тегерана еще и программы развития баллистических ракет.
10 декабря директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов заявил, что это ведет к росту напряженности и препятствует сокращению ядерных вооружений. Он подчеркнул, что после ликвидации иранской ядерной угрозы, если она действительно существовала, «мотивы к развертыванию ПРО должны были исчезнуть». Однако работы в этом направлении продолжаются, теперь уже со ссылкой на наличие некой ракетной угрозы.
«Очевидно, что реальную угрозу для Европы могут представлять только средства доставки оружия массового уничтожения – ракеты, оснащенные соответствующими боеголовками, – отметил дипломат. – Однако если по части химического и биологического оружия к Ирану нет и никогда не было никаких претензий, а подозрения в стремлении создать ядерное оружие устранены, то можно ли всерьез ожидать, что Иран начнет стрелять по Европе обычными ракетами? Представить такую ситуацию совершенно невозможно, тем более что с военной точки зрения это было бы абсолютно нелепо и граничило бы с самоубийством».
«Иными словами, создатели ПРО используют ложный предлог, и после достижения всеобъемлющей договоренности по иранской ядерной программе это стало еще более очевидно, – продолжил директор департамента. – Но тогда возникает вопрос: а против кого же направлена эта система? Ответ напрашивается сам собой: против страны, которая обладает реальным ракетно-ядерным потенциалом. Де-факто это может быть только Россия».