В пятницу генпрокурор Украины Виктор Шокин заявил, что у его ведомства нет данных о причастности Москвы к гибели людей на площади Независимости в Киеве в прошлом году.
«До сих пор документов нет»
«Сейчас я не располагаю данными, что в расстреле «небесной сотни» (символическое название погибших в 2014 году активистов евромайдана – прим. ВЗГЛЯД) есть российский след, – заявил Шокин в интервью «Фактам». – Из тех материалов, которыми мы сейчас обладаем, невозможно сделать такой вывод. Не потому, что мы не можем или не хотим это доказать, у нас просто сегодня нет оснований об этом говорить».
Из тех материалов, которыми мы сейчас обладаем, невозможно сделать такой вывод. Не потому, что мы не можем или не хотим это доказать, у нас просто сегодня нет оснований об этом говорить
Шокин напомнил, что ранее о якобы российском следе говорил экс-глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко. «Наливайченко в свое время заявлял, что, дескать, некий российский чиновник зимой 2014 года находился в Киеве, отдавал команды силовикам стрелять по митингующим. Я попросил Наливайченко предоставить нам хоть какие-то документы, подтверждающие это. До сих пор их нет», – заявил Шокин.
Ранее он неоднократно говорил о том, что СБУ так и не предоставила никаких доказательств того, что советник президента России Владимира Путина Владислав Сурков якобы курировал работу снайперов на Майдане. Именно о его причастности с завидным постоянством заявляет бывший глава СБУ.
Наливайченко тем временем продолжает настаивать на своем. В пятницу он заявил, что документы по убийствам на Майдане лежат в канцелярии генпрокуратуры и администрации президента. «Я могу сказать и генеральному прокурору, и, главное, журналистам и украинцам, где находятся эти материалы, чтобы быстрее генеральная прокуратура их нашла и приобщила к делу. Эти материалы находятся на улице Банковой (администрации президента), оригиналы, я президенту лично докладывал», – сказал Наливайченко в беседе с агентством «Интерфакс-Украина».
Он добавил, что в канцелярии генпрокуратуры эти документы с его подписью, а также «с фамилиями и датами, когда, на даче у кого, а конкретнее – на даче у бывшего руководителя СБУ, жил Сурков». А рассекреченные им как главой спецслужбы соответствующие документы, собранные СБУ, находятся также у украинских журналистов.
«Бредни, достойные психлечебницы»
Напомним, в феврале президент Украины Петр Порошенко заявил, что, согласно показаниям бойцов спецподразделения СБУ «Альфа», снайперскими группами во время событий на Майдане в Киеве якобы руководил Сурков. В ответ на это в российском МИДе посоветовали украинским следственным органам заняться расследованием обстоятельств гибели людей на Майдане, в Одессе и Мариуполе, а не предъявлять «бредни, достойные психлечебницы».
Киев изначально обвинял в стрельбе по митингующим бойцов спецподразделения «Беркут», которое после смены власти было расформировано. При этом заявлялось, что приказ вести снайперский огонь отдавал тогдашний президент Украины Виктор Янукович, а проводить операцию помогали российские спецслужбы. В России опровергли причастность к этим событиям и подвергают сомнению выводы украинских властей.
В то же время в начале марта была обнародована прослушка разговора верховного комиссара ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон с главой МИД Эстонии Урмасом Паэтом. Последний заявил, что митингующих и полицейских убивали одни и те же снайперы, а это было бы выгодно именно оппозиции, а не властям.
Напомним, в апреле на стадионе «Динамо» в Киеве была обнаружена картечь, похожая на ту, которой были убиты первые жертвы Майдана. В арсенале у «Беркута» оружия, стреляющего картечью, не было. Находка стала еще одним аргументом в пользу версии, что за убийствами на Майдане стоят те же люди, которые организовывали и сам Майдан.
Таинственный российский след
На Украине неоднократно делались заявления о том, что к расстрелу активистов Майдана причастна Россия. В августе прошлого года тогдашний генпрокурор Виталий Ярема заявлял, что задержать многих обвиняемых по этому делу невозможно, потому что они «прячутся в России и Казахстане». В середине февраля бывший комендант Майдана, первый вице-спикер Верховной рады Андрей Парубий заявил, что на последнем этапе противостояния на евромайдане стали очевидными действия третьей силы – российских спецслужб. «Их действия заключались в неожиданных, жестких атаках на «майдановцев» и провокации конфликта», – говорил политик.
Чуть позже секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что приказ расстреливать активистов Майдана отдавал лично Янукович, а снайперы были представителями российских силовых структур. «Доказано... приказы давал Виктор Янукович через экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко и экс-главу СБУ Александра Якименко. Более того, в СБУ есть материалы, что чиновники из ФСБ России полностью их консультировали», – утверждал Турчинов, добавив, что «тут работала группа офицеров ФСБ, которая тренировалась на базе «Альфа», и они вместе с ними отрабатывали планы локализации Майдана. Более того, в СБУ есть наработки, что снайперы, которые начинали огонь, – это именно представители российских структур».
О том, что среди снайперов, расстреливавших людей на Майдане, были «агенты российских разведывательных служб», заявлял директор департамента континентальной Европы МИД Франции Эрик Фурнье. «В то время, когда мы с Лораном Фабиусом были в официальном здании (на ул. Банковой в Киеве), снайперы стреляли в толпу, мы знаем, что среди этих элитных стрелков были агенты российских спецслужб... и 70–80 погибших в течение дня, мы оставались там и вели переговоры с Януковичем относительно поиска политического решения», – заявлял Фурнье в документальном фильме французского журналиста Сержа Моати.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в начале недели украинская прокуратура подтвердила, что по делу о массовых убийствах на Майдане проходят лидеры националистической партии «Свобода». Следствие проверит факты, подтверждающие, что в гостинице «Украина», откуда велась стрельба по активистам, находилось несколько «свободовцев». На одной из видеозаписей зафиксирован выстрел из гостиничного номера, в котором в тот момент был член партии Игорь Янкив.
Осознали очевидное
Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько признался, что заявление Шокина стало для него неожиданным, хотя он «вполне разделяет его точку зрения, что никакого российского следа в убийстве «небесной сотни» нет и быть не может». «Это было понятно еще тогда, когда в результате утечки переговоров между Урмасом Паэтом и Кэтрин Эштон стало очевидно, что представители Евросоюза не считают снайперов не то что принадлежащими российским спецчастям, но даже работающими в правоохранительных органах, работающих на Януковича. Еще тогда многие сделали вывод, что снайперы работали в пользу оппозиции. Сейчас Шокин просто это подтвердил», – сказал Безпалько газете ВЗГЛЯД.
Эксперту непонятно, почему Шокин сделал такое заявление именно сейчас. «Возможно, это следует рассматривать как определенный сигнал в сторону примирения с Россией на фоне всех тех катастрофических событий в экономике, вызванных разрывом связей, который мы наблюдаем последние полтора года. Видимо, несмотря на всю объектность украинской политической элиты, она все-таки решила каким-то образом прощупать возможность восстановления отношений с Россией. Наша взаимозависимость очень сильна и очень значительна. Украина в гораздо большей степени зависит от России. Если что-то после разрыва для России может быть болезненным, то для Украины это будет просто смертельным», – считает эксперт.
Что касается позиции Наливайченко, который продолжает настаивать на своей версии произошедшего, то Безпалько напомнил, что тот принадлежит к породе антироссийских «ястребов», к тому же, по информации некоторых источников, очень тесно связан с Западом. «Он всегда будет настаивать на антироссийских версиях событий на Майдане и вообще антироссийской риторике самого радикального образца. Если бы эти документы имели место в реальности, они давно были бы опубликованы, представлены в ООН и т. д. Украина использовала бы любые возможности для того, чтобы раздуть информационную войну против России. И такой повод она точно не стала бы упускать», – уверен он.
Последние слова Наливайченко эксперт объясняет тем, что тот продолжает конструировать миф о том, что герои «небесной сотни» погибли не просто в борьбе против Януковича, а в борьбе против России, «против северного страшного соседа, слугой которого был Янукович».