Про Карла Бильдта, который возглавлял правительство королевства в 1991–1994 годах и привел свою страну в Евросоюз, и прежде говорили, что его политические симпатии зависят от личной финансовой выгоды. Причем речь шла о симпатиях к России.
Поэтому раньше весь мир знал Саакашвили как демократа, ему помогали влиятельные люди, в том числе Бильдт
В Швеции знали, что Бильдт очень критично настроек к Израилю (в связи с палестинским конфликтом) и к России (в связи с конфликтом чеченским). В частности, Бильдт был одним из ста авторитетных западных политиков, кто в 2004 году подписал открытое обращение к США, ЕС и НАТО с призывом изменить отношение к России, ибо она «отказалась от демократии и встала на путь диктатуры» (в числе подписантов, кстати, были сенатор Джон Маккейн и нынешний вице-президент США Джозеф Байден). Однако впоследствии чувства Бильдта к России переменились: не то чтобы он её возлюбил, но критиковать перестал.
Скорее всего, это осталось бы незамеченным, если бы Умеренная коалиционная партия не пришла бы в 2006 году к власти, а Бильдт не получил пост министра иностранных дел в правительстве Фредрика Райнфельдта. Оппозиция в лице социал-демократов и ряд шведских СМИ обратили внимание на то, что новый министр является владельцем акций компании Vostok Nafta, которая, в свою очередь, вкладывает средства в ценные бумаги российского Газпрома. Ранее Бильдт входил в правление Vostok Nafta, а на момент его назначения в правительство приобретенные бумаги дорожали прямо на глазах. То есть личное благосостояние Бильдта напрямую зависело от успехов Газпрома, который иногда в шутку (но по-своему метко) называют «государствообразующим предприятием РФ». На пике скандала и под градом обвинений в личной заинтересованности в экономических успехах Москвы политику пришлось с акциями расстаться.
За пару месяцев до назначения Бильдта министром произошло еще одно примечательное событие. Возглавляемое им пиар-агентство Kreab предложило свои услуги правительству Грузии. Вскоре, как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на газету Aftonbladet, был заключен контракт на три миллиона долларов: компания обязалась продвигать интересы Тбилиси и налаживать его связи с политиками и СМИ Запада, причем соглашение предусматривало дополнительные выплаты в один миллион (валюта та же) за «особые проекты».
Есть существенная деталь: переговоры начались тогда, когда Бильдт еще возглавлял агентство. А вот договор уже заключали в декабре, когда швед покинул бизнес и перешел на работу в МИД. Другое дело, что все дальнейшие действия Бильдта заставляют подумать о том, что контракт своей бывшей фирмы лично он и отрабатывал. То есть речь идет о коррупции на высшем уровне, в чем теперь и обвиняют политика.
Вскоре Бильдт и Саакашвили стали друзьями, швед даже отдыхал в загородном доме грузинского президента, расположенном в Кахетии. А Швеция превратилась в одного из главных защитников Грузии на международной арене и – одновременно – в яростного критика Москвы.
Самый вопиющий случай произошел после того, как Саакашвили разогнал многотысячные акции протеста оппозиции и назначил внеочередные выборы, на которых и победил – с многочисленными нарушениями. Посол Швеции в Грузии Ханс Гуннар Аден озвучил по данному поводу заявление для СМИ, но очень скоро был отозван Бильдтом в Стокгольм, причем досрочно. Министру пришлось лично заступаться за грузинского друга и дезавуировать слова посла, заявив, что «результаты выборов сомнению не подлежат», а Грузия является «блестящим примером демократии».
«Блестящим примером демократии» Грузия прекратила быть тогда, когда к власти в стране пришла оппозиционная коалиция «Грузинская мечта», а против Саакашвили были возбуждены уголовные дела по обвинениям в растрате государственных средств, превышении должностных полномочий (в том числе по эпизодам с разгоном митингов и разгромом независимой телекомпании «Имеди») и изъятии собственности у бизнесмена Бадри Патаркацишвили. Еще по другим делам Саакашвили проходит свидетелем, причем речь там идет уже о заказных убийствах и пытках. Реакцией Бильдта на это стало заявление об отходе Тбилиси от «демократических принципов».
Между этими двумя событиями, как известно, была война (в том числе информационная), в рамках которой Бильдт показал себя одним из самых воинственных защитников Грузии на международной арене. Действия России в Южной Осетии он сравнивал с действиями Гитлера и Милошевича, а факт признания Москвой независимости Сухума и Цхинвала назвал «дурной шуткой». В общим и целом Бильдт действительно был заинтересован в сохранении режима Саакашвили: факты о контракте его компании с Тбилиси всплыли именно благодаря тому, что новые власти Грузии обнародуют все новые и новые документы, проливающие свет на деятельность отставного президента.
Газета Aftonbladet и ранее писала о возможной личной заинтересованности Бильдта в лоббировании грузинских интересов, но тогда доказательств не было. Теперь – есть.
В принципе, ни для кого в Грузии уже не является секретом, что Саакашвили тратил огромные средства на имиджмейкеров и пиарщиков. «Поэтому раньше весь мир знал Саакашвили как демократа, ему помогали влиятельные люди, в том числе Бильдт», – прокомментировала ситуацию Нино Бурджанадзе – экс-спикер грузинского парламента и бывшая соратница Саакашвили, перешедшая впоследствии в оппозицию. «Эти политики защищали то в Грузии, что защищать было никак нельзя. Когда же я на каком-то этапе пыталась объяснить Бильдту, что у нас происходит в реальности, он этим не заинтересовался. Возникли сомнения, что это неспроста – показывать Саакашвили только с хорошей стороны», – заявила она газете ВЗГЛЯД.
По ее словам, поступления Бильдту и его компании могли идти не только из бюджета Грузии, но и от неких грузинских бизнесменов, на которых давили прежние власти страны. «Многое всплывает на этом направлении, и многое еще всплывет. Есть повод для расследования. Уверена, что есть документы не только про министра иностранных дел Швеции, но и о том, как и почему и другие известные политики на Западе защищали Саакашвили и его преступное «Единое национальное движение», – резюмировала Бурджанадзе.
В этой связи важно упомянуть вот еще что: Бильдт проявлял очень высокую, просто-таки беспредельно высокую активность применительно к украинскому кризису. Причем, несмотря на высокий дипломатический статус, не особенно стеснял себя в выражениях. Правда, нельзя сказать, что он при этом постоянно пользовался служебным положением. Дело в том, что глава МИД является еще и одним из самых популярных блогеров Швеции – у него есть и регулярно обновляемый аккаунт в «Твиттере», где он периодически вступает в перепалку с журналистами, и собственный канал на YouTube, и вообще – Бильдт на «ты» с интернетом. Он даже вошел в историю как человек, отправивший первое электронное письмо на межправительственном уровне (дело было в 1994 году, письмо предназначалось Биллу Клинтону и касалось снятия с Вьетнама экономических санкций).
Но вернемся к Украине. Свергнутого оппозицией Януковича Бильдт сравнивал с коллаборационистом и соратником нацистов Видкуном Квислингом – фашистским диктатором Норвегии в 1942–1945 годах. Также, не дожидаясь каких-либо расследований, Бильдт выражал уверенность в том, что именно Янукович стоял за гибелью людей от снайперских пуль на майдане. Более того, Бильдт одним из первых в Европе признал смену власти на Украине, а впоследствии одним из первых обвинил Москву в «военной оккупации» Крыма.
Также Бильдт был одним из самых громких сторонников подписания Киевом соглашения об ассоциации с ЕС (отказ Якуковича сделать это сопровождался комментарием о том, что Украина «прогнулась под давлением Кремля»). Он обвинял Россию в ведении «пропагандистской кампании против Украины, основанной на лжи и дезинформации», а также в «экономических репрессивных мерах против Украины».
Наконец, когда в Луганск выдвинулась российская гуманитарная колонна, министр написал в своем аккаунте вообще уж немыслимое, почти безумное: «Похоже, «гуманитарный конвой» ворвался на Украину в сопровождении военных 76-й военно-воздушной дивизии. Полномасштабная попытка занять ключевые зоны». Ранее Бильдт неоднократно намекал на то, что Крымом Москва не ограничится и ставит своей целью захватить территорию всей Украины, одним словом, проявлял такую антироссийскую прыть, что оставлял позади даже Литву и Польшу.
Был ли при всем при этом Бильдт финансово мотивирован, теперь вопрос открытый. Но даже и касательно ситуации с Грузией министр категорически отрицает любые обвинения в коррупции. Как отрицает и свою причастность к депортации около 200 тысяч человек из южной части Судана, в чем сейчас обвиняют нефтяную компанию Lundin Oil (с 1997 по 2003 год Бильдт входил в состав ее совета директоров).
Скорее всего, в Швеции это так не оставят: огласка большая, расследование неизбежно, а к проявлениям коррупции скандинавы предельно нетолерантны. И очень возможно, что Бильдт заплатит за свою неосторожность еще раньше: скандал прогремел прямо под парламентские выборы, которые состоятся в Швеции уже в воскресенье. Уже сейчас родная партия Бильдта – Умеренная коалиционная – заметно уступает по рейтингу оппозиционным социал-демократам.