Польская версия
В инциденте с самолетом министра обороны России Сергея Шойгу нет политического подтекста, заявил в ночь на субботу пресс-секретарь МИД Польши Марчин Войцеховский. «Речь шла исключительно о процедурных моментах», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Мы оперативно пытаемся выяснить, что произошло
Ранее различные польские ведомства перекладывали решение проблемы друг на друга. Так, пресс-секретарь Управления гражданской авиации Польши Марта Хылиньска заявила, что «это был военный рейс, поэтому Управление гражданской авиации Польши не имеет отношения к данной ситуации».
Позже пресс-секретарь оперативного командования вооруженных сил Польши Петр Валатек сообщил ИТАР-ТАСС, что все произошло из-за ошибки пилота. По его словам, пилот предоставил план полета военного борта, а не гражданского.
«Ранее (в Словакию) он летел как гражданский, и никаких согласований получать было не нужно. Однако обратно пилот заявил план военного перелета. Согласно установленным процедурам, для этого необходим предварительный запрос, которого от российской стороны мы не получили», – заявил он.
Позднее статус полета самолета Шойгу вновь объявили как гражданский, и польская сторона дала разрешение на перелет через Польшу.
«Не останутся без соответствующей реакции»
Однако в Москве считают, что все серьезнее, там возмущены сложившейся ситуацией. Действия Варшавы не останутся без соответствующей реакции, уже пообещали в российском внешнеполитическом ведомстве.
«В Словакии тепло приветствовали российскую делегацию, помня, какой вклад внесла наша страна в дело освобождения словацкого народа от фашизма. На обратном же пути произошел вопиющий инцидент: польская сторона, давшая разрешение на пролет российского самолета в Словакию, отказалась пропустить его при возвращении в Москву по якобы техническим причинам», ‒ отмечается в сообщении на сайте МИД России.
Российской делегации пришлось в срочном порядке возвращаться в Братиславу в связи с нехваткой топлива, что создало реальную угрозу безопасности полета.
«Лишь после энергичного демарша с нашей стороны польские власти согласились подтвердить действие ранее выданного ими разрешения на пролет над территорией Польши. Сами по себе такие действия не могут квалифицироваться иначе как грубое нарушение норм и этики межгосударственного общения, а в контексте непосредственно празднований в Словакии ‒ как кощунственная выходка против исторической памяти и заслуг тех, кто спас Европу от фашизма. Совершенно очевидно, что подобные действия Варшавы не останутся без соответствующей реакции с российской стороны», ‒ подчеркнули в российском МИДе.
Добавим, что инцидент комментируют не только Россия, Польша и Словакия, но и ООН. Официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик в пятницу призвал все страны воздерживаться от провокационных шагов в связи со случившимся. При этом он увязал инцидент и его возможные последствия с ситуацией на Украине.
Дюжаррик признался, что не знает в подробностях, что произошло: «Но мы, безусловно, надеемся, что ситуация на Украине будет урегулирована в духе диалога и на основе встреч, которые состоялись в Минске, и что не будут предприниматься провокационные шаги», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Как это было
Напомним, министр обороны России Сергей Шойгу посетил Словакию по случаю 70-летия словацкого национального восстания. После взлета российского Ту-154 из словацкого города Банска Быстрица пилоты самолета получили команду с земли о том, что Польша не предоставляет для пролета свое воздушное пространство. В итоге самолет в воздухе сделал резкий разворот и спустя час приземлился на аэродроме в Братиславе.
Но у ВПК свои тропы. Я уже в Москве
Позднее МВД Словакии сообщило, что Украина тоже закрыла воздушное пространство для самолета Шойгу.
Позже Варшава дала разрешение, и самолет Шойгу наконец вылетел из Братиславы. Накануне в 23.20 борт благополучно приземлился в аэропорту «Чкаловский» в Московской области. Reuters добавляет, что пока ситуация разъяснялась, Шойгу оставался на борту самолета, хотя ему было предложено проехать в посольство РФ в Братиславе. А помогал ему разрешать проблему лично глава МВД Словакии Роберт Калиняк, передает РИА «Новости».
Кстати, Словакия, в отличие, например, от той же Польши, очень взвешенно подходит к ситуации вокруг Украины и не поддерживает ужесточение санкций западных стран против России. Как заявил премьер Словакии Роберт Фицо на встрече с Сергеем Шойгу, на саммите Евросоюза Словакия выступит против принятия новых санкционных мер. «Экономические санкции, тем более основанные на непроверенных данных, не являются эффективной и справедливой мерой воздействия», – сказал Фицо. Его слова, обращенные к российскому министру обороны, были встречены аплодисментами местных жителей.
Добавим, что весной этого года похожие проблемы с самолетом возникли и у вице-премьера Дмитрия Рогозина, отвечающего в правительстве России за оборонно-промышленный комплекс.
Он прилетел в Приднестровье, чтобы принять участие в праздновании Дня Победы. Но на пути туда Украина отказалась пропускать его самолет через свое воздушное пространство, и ему пришлось лететь окружным путем.
Не сразу смог Рогозин вылететь и из Приднестровья: воздушное пространство для борта вице-премьера в этот раз закрыли и Румыния с Болгарией, сославшись на нежелание пропускать фигуранта санкционного списка ЕС.
При этом вице-премьер отнесся ко всему происходящему с юмором, что едва не вызвало новый политико-дипломатический скандал. Так, информацию о том, что ему пришлось отклониться от первоначального маршрута, Рогозин прокомментировал в Twitter так: «Но у ВПК свои тропы. Я уже в Москве. А хунта – с носом)». А когда Румыния закрыла воздушное пространство, отметил, что в следующий раз полетит в соседнюю Молдавию на сверхзвуковом бомбардировщике Ту-160.
Сообщалось, что МИД Румынии расценил высказывание Рогозина о полете на Ту-160 как угрозу и потребовал объяснений от российского МИДа.
На что Рогозин ответил: «Да, господа румыны, мы вам скоро все объясним, кто вы такие и что мы о вас думаем».
Тогда же, весной, Румыния и Украина закрыли воздушное пространство для российского правительственного самолета c министром культуры Владимиром Мединским и находящимся под санкциями ЕС депутатом Леонидом Слуцким. Самолет был заблокирован в аэропорту Кишинева, делегации пришлось возвращаться в Москву рейсовым самолетом.