Правительство Сербии не принимало новых решений по «Южному потоку», заявил премьер-министр страны Александр Вучич. «У нас все идет, как и планировалось», – добавил он.
Пока не будут окончены переговоры Болгарии с Брюсселем и Евросоюза с Россией, стоим и мы. Или пока Россия не изменит маршрут
Таким образом, глава правительства дезавуировал прозвучавшее ранее сообщение собственного заместителя. Ранее вице-премьер и министр по делам транспорта и инфраструктуры Зорана Михайлович заявила о том, что страна вынуждена приостановить проект «Южный поток». По ее словам, Белград отложил участие в проекте из-за заявлений Болгарии, которая также заморозила работу.
Тем временем разногласия вышли наружу и у болгарского правительства. Там, правда, наоборот, накануне премьер-министр Пламен Орешарский объявил о приостановке работ, однако в понедельник его подчиненный – министр энергетики Драгомир Стойнев заявил, что власти не отказываются от своих планов. «Если посмотреть на ситуацию со стратегической точки зрения и без эмоций, то проект «Южного потока» необратим и важен как для Болгарии, так и для всей Европы», – сказал Стойнев.
Сербское непарламентское движение правого толка «Двери» потребовало от руководства страны «пересмотреть роль» Зораны Михайлович. «Поскольку министр Михайлович не отвечает за «Южный поток», что, правда, ей не мешает фактически только им заниматься на публике, власти во главе с председателем правительства Александром Вучичем должны пересмотреть ее роль и остановить ее антигосударственную деятельность», – сообщили РИА «Новости» в организации.
Как считают оппозиционеры, эти шаги необходимы, если «Сербия хочет быть другом России и остаться союзником мирового энергетического лидера». По оценке сербских правых, Болгария приостановила работы по «Южному потоку» под прямой угрозой санкций из Брюсселя, и было лишь вопросом времени, какой «агент иностранных интересов в Сербии выскажется о чем-то подобном, и это, конечно, сделала бывший министр энергетики Зорана Михайлович».
Зорана Михайлович заработала репутацию человека, наиболее скептически из всех членов сербского правительства относящегося к энергетическому сотрудничеству с Россией. Сама министр на критику, что не является «пророссийским человеком», неоднократно ранее заявляла, что она настроена «просербски» и работает исключительно в интересах своей страны.
Действия ЕС против реализации проекта «Южный поток» можно рассматривать как «ползучий переход к экономическим санкциям против России». Об этом заявил ИТАР-ТАСС постпред России при ЕС Владимир Чижов. «Трудно отделаться от ощущения, что блокирование Еврокомиссией начала работ по строительству ключевого болгарского участка «Южного потока» предпринято в чисто политических целях», – подчеркнул он.
Чижов обратил внимание на то, что правительство Болгарии согласилось на приостановку работ по «Южному потоку» после переговоров с группой американских сенаторов, в частности с сенатором Джоном Маккейном, известным своим отношением к России. «Последовавшие за этим решением заявления посла США в Софии свидетельствуют, что те, кто обвиняет РФ в использовании энергии как средства давления, должны сначала посмотреть в зеркало», – отметил Чижов.
Все течет по плану
Болгарская элита явно не рада давлению с Запада. Ранее тот же Стойнев заявлял, что «Южный поток» и страны Евросоюза не должны становиться заложниками конфликта между Россией и Украиной: «Мы должны иметь гарантии поставок природного газа. Этот проект не болгарский, а европейский». Экс-президент страны Георгий Пырванов высказался еще определеннее: он обвинил ЕС в двойных стандартах в газовом вопросе. «Болгария не станет заложником геополитической игры Брюсселя и не откажется от проекта «Южный поток», учитывая, что некоторые страны Евросоюза свободно получают газ по «Северному потоку», – заявлял он.
«Болгария – это центр. Таким образом, пока не будут окончены переговоры Болгарии с Брюсселем и Евросоюза с Россией, стоим и мы. Или пока Россия не изменит маршрут», – заявила в интервью белградскому изданию «Блиц» министр по делам транспорта и инфраструктуры Сербии Зорана Михайлович. «В любом случае и первый, и второй сценарий означают отсрочку работ в нашей стране», – констатировала представитель сербского правительства. Однако из слов премьера Вучича следует, что работы продолжаются.
На днях Михайлович предупреждала, что из-за кризиса на Украине этой зимой Сербия может остаться без газа. Страна, которая не входит в Европейский союз, вынужденно страдает из-за метаний соседней Болгарии, которая в Евросоюз входит и, следовательно, должна прислушиваться к окрикам из Брюсселя.
Портал «Русская Сербия» отмечает, что, по словам Михайлович, «до кризиса на Украине искали какой-то вариант договора между Евросоюзом и Россией, но сейчас Еврокомиссия потребовала остановить работы в странах-членах». Сербия же – лишь часть «Южного потока», и она не может влиять на события, подчеркивает министр. Нажим ЕС на Болгарию был ожидаемым, и посему Сербия, по словам Михайлович, будет вынуждена искать альтернативный источник поставок газа. В этой связи министр упомянула финансируемый Евросоюзом проект трубопровода между сербским городом Ниш и болгарским Димитровградом.
«Меньше российского участия»
Накануне премьер Болгарии Пламен Орешарский по окончании встречи с американскими парламентариями сообщил, что распорядился приостановить работы по проекту. Впрочем, есть надежда, что решение не окончательно: в российском Минэнерго сообщили, что Москва пока не получала уведомлений от Болгарии. Ведомство планирует обсудить этот вопрос с Еврокомиссией в понедельник.
На той же встрече сенатор-республиканец Джон Маккейн заявил, что «проблемы «Южного потока» Болгария должна решать в сотрудничестве с европейскими коллегами». Маккейн не скрывал, какой позиции придерживаются в Вашингтоне: «Мы понимаем сложившуюся ситуацию и хотели бы, чтобы в «Южном потоке» было меньше российского участия».
Следует вспомнить и о том, что в минувший вторник Евросоюз призвал болгарские власти приостановить проект. Брюссель, в отличие от Вашингтона, попытался изыскать формальную причину для запрета: по словам представителя Еврокомиссии Антуана Коломбани, ЕК заподозрила Болгарию в предоставлении привилегий российским участникам тендера на строительство «Южного потока».
«Нужно проконсультироваться с Россией»
Независимо от решения Болгарии, Сербии не следует прекращать работы по «Южному потоку», полагает научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Анна Филимонова.
«Сербия должна провести предварительные консультации с российской стороной, – подчеркивает эксперт. – Во-первых, Болгария может изменить свою позицию, и, во-вторых, России удастся урегулировать этот вопрос с ЕС. Но Зорана Михайлович поспешила объявить об остановке проекта». По мнению эксперта, Михайлович (ранее занимавшая пост министра по энергетике) представляет интересы лобби, не заинтересованного в реализации в Сербии проекта «Южный поток». При этом она входит в команду премьера Вучича и в руководство правящей Прогрессивной партии.
Именно связями с лоббистскими кругами Филимонова и объясняет заявление министра о необходимости альтернативных путей доставки газа. «Делается ставка на Трансадриатический газопровод (Trans Adriatic Pipeline – TAP) и на его ответвление Ниш – Димитровград, что, по логике Михайлович, должно снизить зависимость от поставок газа со стороны России», – отмечает собеседник. По мнению Филимоновой, ставка Евросоюза на TAP представляется малореальной, поскольку в роли главного поставщика рассматривается Азербайджан. «Но поставки азербайджанского газа покрывают потребности ЕС не более чем на 3%», – отмечает эксперт.
С другой стороны, именно «Южный поток» позволил бы Сербии стать едва ли не самым крупным энергетическим центром Балкан и тем самым повысить экономическую и политическую роль страны в регионе.
«У ЕС и США достаточно рычагов давления»
«России, вероятно, придется искать альтернативу «Южному потоку». Например, договариваться с Турцией, если ее позиция окажется менее зависимой, чем у балканских государств», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Балканские страны системно зависимы от Евросоюза, сетует эксперт. При этом сообщения о том, что украинская газотранспортная система может стать собственностью совместного консорциума европейцев и американцев, свидетельствуют: Запад заинтересован в сохранении транзитного маршрута через Украину как базового, отмечает Ремизов. И, следовательно, Запад не заинтересован в появлении «Южного потока» не только политически, но и экономически.
«Я думаю, что у Еврокомиссии и у США достаточно рычагов давления на балканские государства, чтобы блокировать их участие в проекте», – отметил собеседник.
В качестве альтернативы (помимо уже упомянутого сотрудничества с Турцией) эксперт видит переориентацию российской газовой отрасли с «геополитики трубопроводов» на производство газохимической продукции – «например, производство метанола и этанола, которые имеют более высокую добавленную стоимость и могут реализовываться на европейском рынке». «Это представляется более перспективным в долгосрочном периоде», – полагает Ремизов.
По его мнению, российско-китайский газовый контракт не сможет компенсировать России потерю европейского рынка. Но о такой потере речи и не идет, подчеркивает Ремизов. «Гипотетические потери России от неудачи проекта «Южный поток» заключаются в слабой переговорной позиции России по линии украинского транзита. Речь не идет о потере европейского газового рынка как такового», – считает эксперт.
Как известно, в рамках проекта «Южный поток» – газопровода, который должен пройти через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы – Россия подписала межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией и Словенией. В частности, по сербской территории должен пройти участок газопровода в 422 км и его отводы длиной в 158 км. Подводная часть трубы должна дойти до болгарского черноморского порта Варна, соответственно, Болгария должна стать первой страной на сухопутном участке «Южного потока» – неудивительно, что на Софию было оказано такое давление.
Напомним, что в конце мая победителем тендера на строительство газопровода «Южный поток» в Болгарии был объявлен «Стройтрансгаз консорциум», в состав которого вошла российская компания «Стройтрансгаз», подконтрольная структурам российского миллиардера Геннадия Тимченко. Стройтрансгаз – одна из компаний, которая попала под санкции в связи с ситуацией на Украине. Показательно, что уже на следующий день председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу предупредил Орешарского, что ЕК отреагирует на нарушения европейских правил при работе газопровода.
Впрочем, говорить о консолидированной позиции ЕС пока не приходится – ведь уже 29 мая стало известно, что Греция предложила Газпрому построить на своей территории ответвление от «Южного потока».