Заместителя прокурора Славянска Сергея Мироненко отправили на окраину города, в штрафной батальон в селе Семеновка, находящемся под постоянным обстрелом украинских силовиков. О наказании для прокурорского работника, де-юре подчиняющегося киевским властям, стало известно в понедельник. Сообщается, что «приговор» вынес командующий ополчением Славянска, министр обороны Донецкой народной республики Игорь Стрелков.
Чрезвычайные меры естественны во время военных действий. Считать их законами, вероятно, нельзя
«Мироненко пытался вытребовать у патологоанатома и врачей полный список наших убитых и раненых для передачи в донецкую прокуратуру. Угрожал врачам. Сейчас роет окопы в Семеновке. И будет рыть бессрочно – до завершения военных действий», – поясняется в заявлении Стрелкова.
Ранее глава ополчения ДНР объявил собственно о создании в Славянске штрафных батальонов для рытья окопов на передовой, под огнем украинской армии. По его словам, туда отправляют «за однократное мародерство при наличии смягчающих обстоятельств (семья, дети и так далее)».
Тем временем Славянск продолжает удерживать осаду украинских силовиков. Как сообщил корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц, накануне был обстрелян один из пригородов – Черевковка, несколько снарядов упали в жилой сектор. Во время ночного обстрела Черевковки пострадал храм преп. Серафима Саровского на перекрестке с мостом. Разрушена ограда, часовня, снаряд угодил в трапезную. В самом храме выбиты некоторые окна, фасад посечен осколками. Во время обстрела в храме никого не было. «Вчера похоронили медсестру Татьяну Майкову, погибшую под украинскими минами», – напоминает Коц.
Обстрелы продолжаются на фоне обещаний президента Украины Петра Порошенко объявить временное прекращение огня сроком на неделю.
«Сидит под арестом и будет сидеть»
В понедельник в группе «ВКонтакте», где на «официальной» основе публикуют сообщения Стрелкова, появился комментарий командующего относительно судьбы Вячеслава Пономарева, который по приказу Стрелкова был смещен с поста «народного мэра» Славянска. «Сидит под арестом и будет сидеть, пока я не пойму, что с ним делать, – говорится в заявлении Стрелкова. – Человек не сумел подняться над своими привычками... Он под арестом, но вполне себе щадящим – может невозбранно гулять по двору райотдела милиции, где содержится. Ни об измене, ни о чем другом речи не идет». Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, Стрелков остался недоволен растратой народных денег, которую он инкриминирует Пономареву.
Отметим, что за более серьезные правонарушения Стрелков отправляет провинившихся под трибунал. Самый громкий случай, получивший широкий резонанс, – расстрел командиров двух подразделений ополчения. 26 мая в Сети появился скан документа за подписью Стрелкова следующего содержания:
«Настоящим объявляю, что постановлением военно-полевого трибунала ополчения ДНР от 24 мая 2014 года за мародерство, вооруженный грабеж, похищение человека, оставление боевых позиций и сокрытие совершенных преступлений, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 года – приговорить к смертной казни через расстрел: командира роты ополчения ДНР Славова Дмитрия Георгиевича («Болгар») и командира взвода ополчения ДНР Лукьянова Николая Александровича («Лука»)».
В подтверждение этой информации журналист Андрей Краснощеков сообщил о том, что в Славянске «на площади был зачитан новый приказ штаба о расстреле двух участников ополчения». 27 мая информацию подтвердил сам Стрелков, подчеркнувший: «С мародерством и беспределом будем бороться беспощадно. Командование ополчением не позволит превратить свой тыл в поле криминального беспредела. Наказание за совершенные преступления будет неотвратимо, независимо от статуса и заслуг преступника».
«Отталкиваемся от российского законодательства»
Политическое руководство Донецкой и Луганской республик подчеркивает свое стремление ввести ДНР и ЛНР в российское правовое поле и обеспечить законность и правопорядок – но при этом учитывает реалии войны.
«По законам военного времени не исключается такая мера, – комментируя историю с зампрокурора Славянска, пояснил газете ВЗГЛЯД председатель президиума Верховного совета ДНР Денис Пушилин. – Вообще мы отталкиваемся от российского законодательства, но не исключаем того, что какие-то нормы и статьи из законодательства других стран, включая Украину».
По словам руководителя парламента ДНР, главный критерий – «нормы не должны противоречить принятому проекту конституции Донецкой народной республики; если не противоречат, то они нам подходят».
Напомним, 26 мая Пушилин сообщил о том, что ДНР начинает «интенсивно переходить на российское законодательство». Об этом председатель президиума Верховного совета объявил, выступая у здания Дома правительства республики (бывшей Донецкой обладминистрации). Основанием легитимности ДНР власти республики считают референдум о самоопределении, прошедший 12 мая. На следующий день Пушилин обратился к российским властям с просьбой рассмотреть вопрос о вхождении республики в состав России. Еще через несколько дней о том, что ДНР обратится с прошением о присоединении к РФ, заявил глава правительства Донецкой республики Александр Бородай.
28 мая руководитель Луганской народной республики Валерий Болотов в видеообращении заявил, что при формировании законодательной базы ЛНР планируется использовать законы России. «Законы Украины неприемлемы для Луганской народной республики. Для достойной жизни людей необходимо правовое государство, – пояснил Болотов и добавил: – Мы должны в сжатые сроки прекратить правовой хаос». Впрочем, из слов Болотова следует, что правовые перспективы он понимает не юридически, а сугубо политически и отчасти экономически: глава ЛНР подчеркнул, что законодательство республики будет «формироваться на принципах демонтажа олигархии, демонополизации экономики, борьбы с коррупцией». Кроме того, к принципам ЛНР Болотов отнес неучастие в военных блоках и двуязычие – равноправный статус русского и украинского языков.
Фигуральное выражение
«Законы военного времени» – это фигуральное выражение, – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД депутат Госдумы, председатель правления фонда «Русский мир» политолог Вячеслав Никонов. – Что касается чрезвычайных мер, то они естественны и во время военных действий они применяются. Считать их законами, вероятно, нельзя». Лидеры ДНР и ЛНР «руководствуются в первую очередь императивами выживания», подчеркнул Никонов.
Де-юре Донецкая и Луганская области – часть Украины, и, следовательно, на этой территории продолжают действовать украинские законы, отметил собеседник. «Говорить о формировании в Новороссии полноценной законодательной среды можно будет только тогда, когда там будет независимое государство и законодательные органы власти, которые будут вырабатывать законодательство», – пояснил Никонов, добавив, что пока это делать некому – «там идет война, и в этих условиях люди обороняются разными средствами».
Отметим, что и легитимность противостоящей стороны – киевского режима – вызывает сомнения. Как отметил в комментарии агентству Regnum украинский политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, даже если Россия начнет вести прямые переговоры с новым президентом Украины Петром Порошенко, это не будет напрямую означать признания его легального статуса. «Россия заявляет, что она готова вести переговоры с людьми, которые реально контролируют ситуацию в Киеве. Это не означает признание легитимности Киева и того же Порошенко», – отметил Ищенко.