Отказ организаторов международной (подчеркнем – ежегодной) конференции по противоракетной обороне принять заявку России на участие в оной был обоснован формально: мол, есть различные сложности, которые якобы не позволят обеспечить должные условия для приема российской делегации. В общем, обсуждать ПРО в немецком Майнце этим июнем будут без России. В том числе вопрос развертывания американской системы в Европе.
Тем не менее, Россия и США в полной мере соблюдают договор по сокращению стратегических наступательных вооружений
Ранее обсуждать свою систему ПРО с Россией отказались сами США. «Вмешательство России в кризис на Украине в нарушение международного права привело к приостановке нашего диалога в военной области, и мы не стали продолжать взаимодействие с Россией на тему противоракетной обороны», – заявила на слушаниях в Конгрессе заместитель помощника министра обороны США Элейн Банн, курирующая в своем ведомстве вопросы ПРО.
При этом Банн высказала два тезиса, по факту противоречащих друг другу. С одной стороны, по ее словам, администрация Обамы стремилась наладить сотрудничество с Россией в сфере ПРО, поскольку это «могло бы укрепить оборонительные возможности обоих государств» и «перестало бы служить источником раздражения в двусторонних отношениях». С другой стороны, по ее же словам, «Соединенные Штаты ясно дали понять, что не согласятся с какими-либо ограничениями на свою противоракетную оборону», и «развертывание системы ПРО в Европе будет идти таким образом, что «у России не будет возможностей управления и контроля за противоракетной обороной территории НАТО».
Переговоры с самим НАТО зашли в тупик еще раньше, хотя стороны вроде бы условились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в Лиссабоне в 2010 году. Российские дипломаты полагают, что на секретариат НАТО оказали давление США, и есть основания думать, что дипломаты не ошибаются. «Обсуждение данной тематики по политическим и военным каналам ими уже фактически заблокировано, а теперь, похоже, очередь дошла и до свертывания контактов по линии промышленности и экспертных кругов», – отметили на Смоленской площади.
В заявлении МИД РФ также сказано, что «подобный «страусиный» подход не может не вызывать озабоченности в условиях, когда в Европе активно продолжается ничем не ограниченное развертывание элементов американо-натовской ПРО». «Это чревато нарушением стратегического баланса и подрывом международной стабильности», – подчеркивают в ведомстве. И напоминают, что Россия неоднократно предлагала «зарубежным коллегам наладить совместную работу по противодействию возможным ракетным вызовам и угрозам», и «эти предложения остаются в силе, однако их вряд ли можно реализовать, когда одна из сторон по сути полностью отказывается от разговора».
«Складывающаяся ситуация лишь подкрепляет наши выводы об истинном предназначении противоракетного потенциала, создаваемого США и их союзниками», – резюмировали в МИД РФ.
Выводы, если кто забыл, следующие: система ПРО США в Европе направлена не на защиту континента от ракет из Ирана и КНДР, как утверждают в Вашингтоне (собственно, это опровергает сама география), а против России. Свои принципиальные опасения и возражения на этот счет Москва озвучила уже давно – тогда, когда данный проект только начинался.
Снять опасения Москвы было нетрудно: Россия всего лишь требовала предоставить ей юридические гарантии, что эта ПРО – не по ее душу. Однако США эти гарантии предоставить отказывались. Достигнутые в Лиссабоне договоренности в целом подразумевали участие России в создании данной системы и контроле за ней. В теории мог получиться общеевропейский проект по обеспечению безопасности, который и предлагала реализовать Москва. Однако России не так уж и давно было объявлено, что никаких командных и контрольных функций в проекте она не получит. Получается, договоренности подписывали зря, а участие РФ в ЕвроПРО подразумевалось номинальное. Типа «считайте, что вы тоже с нами».
Напомним, что система ПРО США была проектом Джорджа Буша и стала одной из причин охлаждения некогда вполне партнерских отношений между Москвой и Вашингтоном (часть российских властных элит напрямую расценила это как предательство). Избираясь на пост президента, Обама выступал эдаким «голубем мира», и действительно – проект был свернут (в том числе по финансовым соображениям), а в отношениях с Россией была объявлена «перезагрузка».
Однако быстро выяснилось, что проект меняет формат, а не суть: да, без противоракет в Польше и радара в Чехии, однако система появится все равно и будет частично передвижной (за счет флота НАТО). Так получалось дешевле: собственную экономию Москве попытались «продать» как компромисс.
Все это время стороны пытались найти общий язык, и даже казалось, что в Лиссабоне был совершен некий прорыв. На деле же было очевидно, что переговоры – лишь попытка повежливее обставить давно принятое решение. Теперь свернуты и переговоры: мол, вы не достойны, чтобы с вами разговаривали. МИД резонно замечает, что такая позиция не способствует доверию и подрывает международную стабильность. А если по сути, давно понятно, что разговоры идут ради разговоров – подпускать нас к управлению своим проектом США не собираются ни под каким видом.
Как именно ответит Россия – это пока вопрос, одно известно: ответит точно. Проект по размещению ракетных комплексов системы «Искандер» в Калининградской области был проанонсирован уже давно. Очевидно, что дело этим не ограничится, благо у России есть и разработки, и финансовые возможности минимизировать угрозу своей безопасности от американской системы. А заодно показать Европе, что если вы позволяете направлять ракеты на нас, то свои мы направим на вас. Какой мерой отмеряете, такой вам и воздастся.
Другое дело, что все это пахнет очередным этапом гонки вооружений, при которой давно анонсированная (а по факту – и идущая, просто в более мягких формах) «новая холодная война» перешагнет еще один рубеж и двинется к следующему – военно-политическим столкновениям с США в третьих странах, пусть и лишь в качестве посредников.
Но можно посмотреть на вопрос и проще – как на внутриполитический, причем американский. Республиканская оппозиция давно предъявляет Обаме его неуверенность и мягкотелость, в том числе в отношениях с РФ. Обаме в обозримом будущем уже на пенсию, однако есть и внутрипартийное давление, заключающееся в том, что он не должен подставлять партию и кандидата, который придет ему на смену, – демократы хотят оставить Белый дом за собой. По большому счету, и заявления Обамы, что Вашингтону, оказывается, удалось добиться международной изоляции России (просто смешно), и демонстративный отказ обсуждать вопросы обороны предназначается внутреннему рынку: мол, посмотрите, какой я на самом деле жесткий.
Поможет ли это демократам выиграть будущие выборы – время покажет. Но важно, что республиканцы выступают как лоббисты ВПК, так что с их приходом во власть ПРО может только расширяться, а не наоборот. Парадокс же заключается в том, что при всем этом лоббизме, при всей традиционно жесткой риторике, обращенной к РФ, у Москвы гораздо лучше получается находить общий язык именно с республиканцами, ибо эмоций у них поменьше, а прагматизма побольше.
То, что эмоций и показухи здесь больше, чем искреннего желания начать играть «по-плохому», косвенно подтверждает заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, заявивший, что Москва заметила со стороны Вашингтона активизацию работы по развитию некоторых сегментов противоракетной обороны (только некоторых, и тем не менее). Дипломат также отметил, что российский МИД пока не планирует проводить каких-либо консультаций и мероприятий в этой области, поскольку переговоры приостановлены Вашингтоном. Тем не менее, Россия и США в полной мере соблюдают договор по сокращению стратегических наступательных вооружений.