В земляной яме
Марат Сайченко рассказал, что после задержания на аэродроме под Краматорском журналистов связали, погрузили в вертолет и отвезли в полевое расположение украинской армии. На головы задержанным надели мешки, журналистов поставили на колени, добавил Сайченко, пояснив, что первые два дня их продержали в земляной яме.
«Нас посадили в земляную яму, насколько мы поняли. Кроме слуха и осязания мы ни на что полагаться не могли, так как на голове были мешки, руки сзади связаны веревкой, ноги перемотаны скотчем. Потом нас погрузили в металлический ящик, и мы очень долго куда-то ехали», – рассказал телеоператор.
Сотрудники СБУ, по его словам, не говорили, как долго продержат журналистов под стражей, при этом условия содержания были невыносимыми. «Руки были связаны сзади и ноги на щиколотках перемотаны скотчем, а на голову надет мешок, который на шее затянут скотчем, поэтому с трудом удавалось дышать. У меня было состояние близкое к умопомрачению, было очень плохо. Пару раз по голове ударили и пнули в пах, но лучше бы нас били, чем держали в таком состоянии в сырой яме», – рассказал Сайченко.
Окруженные ненавистью
Он добавил, что украинские спецслужбы запугивали его и его коллегу, угрожая обвинить в транспортировке оружия. «Естественно, при нас ничего такого не было. С нами была только видеоаппаратура», – рассказал Сайченко.
«Но в момент, когда мы ждали вертолета, нам показали пусковой ракетно-зенитный комплекс «Игла» и сказали, что вы – россияне, а это – российское оружие. Когда нас сажали в вертолет, я увидел, что это оружие, закутанное в одеяло, грузят вместе с нами. Все военные были уверены, что были пойманы террористы-сепаратисты, у которых вот такая штука была с собой», – сказал Сайченко.
Журналист рассказал, что в Киеве журналистов подвергли сильнейшему психологическому давлению. «Мы были окружены ненавистью. Наши надзиратели верили информации, что мы террористы. Мне говорили, что могут отвести в туалет и выстрелить два раза в воздух, а один – мне в голову, потому что у меня якобы была попытка бегства. Два дня мы находились в земляной яме, а потом в четырех стенах в закрытой комнате. Но в то же время мы понимали, что за нас будут бороться», – приводятся слова Сайченко на сайте LifeNews.
«Когда на нас снова надели наручники и мешки на голову, были самые дурные мысли. Но когда нас посадили в машину, где мы услышали чеченскую речь, мне сразу полегчало. Я понял, кто вмешался», – добавил Сайченко.
Переговоры Чечни с Киевом
Об освобождении журналистов сообщил в воскресенье глава Чечни Рамзан Кадыров, отметив, что в субботу в 23.40 мск борт с представителями Чеченской Республики и журналистами LifeNews вылетел в столицу Чечни, а спустя некоторое время благополучно приземлился в Грозном: «Олег Сидякин и Марат Сайченко живы и здоровы. Они находятся в Грозном! В 01.35 самолет приземлился в аэропорту Грозного. Сейчас будем пить чай».
Глава Чечни сообщил, что последние несколько дней представители Рамзана Кадырова находились в Киеве и вели переговоры по освобождению съемочной группы LifeNеws. Это нигде не афишировалось в целях безопасности журналистов. Освобождение несколько раз срывалось, но в конце концов удалось достичь окончательной договоренности.
Как написал в своем Instagram* Кадыров, они «до утра отдохнут в Грозном, а завтра с ними в Москве смогут встретиться родные, близкие и коллеги». В воскресенье утром журналисты вернулись в Москву.
Тема не закрыта
Телеканал LifeNews не считает историю с освобождением журналистов закрытой, будет обращаться в различные международные организации, а также запросит комментарий Госдепартамента США, передает РИА «Новости» слова главного редактора канала Анатолия Сулейманова.
«Мы не оставим это просто так, хотя бы исходя из того, что нельзя брать людей, журналистов, подкидывать им ПЗРК, потом обвинять в терроризме и делать при этом вид, что все нормально, все в порядке. Конечно, мы будем обращаться в международные неправительственные организации, чтобы ответ был жестче, чем то, что мы наблюдали в течение этой недели», – сказал Сулейманов в эфире телеканала.
При этом он добавил, что не останется в стороне и Госдеп: «В том числе, конечно, спросим и реакцию Госдепа. Нам интересно все-таки. Они же уверяли, у них есть какие-то источники, которые говорят о том, что наши журналисты не журналисты. Вот интересно спросить у Дженнифер Псаки, официального представителя Госдепа США, может, позиция у нее изменилась, может быть, источники все-таки приврали, и будет какая-то теперь реакция с их стороны, в конце концов», – отметил он.
Стоит отметить, что нападения на сотрудников СМИ на Украине приобрели систематический характер. Так, журналисты были обстреляны в четверг под Лисичанском на севере Луганской области Украины, сообщила в четверг пресс-служба Луганской народной республики.
«Сегодня, 22 мая 2014 года, под Лисичанском была обстреляна машина съемочной группы телекомпании LifeNews. Корреспондент Алексей Репин и оператор Александр Мельников не пострадали», – говорится в сообщении.
Ранее в четверг глава самопровозглашенной Луганской народной республики Валерий Болотов сообщил, что в Лисичанске был бой, в результате которого есть погибшие со стороны украинских силовиков и раненые среди ополченцев.
Захват
Напомним, 18 мая журналисты LifeNews Олег Сидякин и Марат Сайченко были захвачены Нацгвардией Украины под Краматорском. Задержанных доставили в Киев.
Замсекретаря СНБО Украины Виктория Сюмар обвинила задержанных журналистов LifeNews в «содействии терроризму». Позднее советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко заявил, что журналисты работали без разрешения властей, информировали ополченцев о расположении украинских военных и снимали «видео, на котором убивают людей».
Президент России Владимир Путин назвал бредом и полной чушью заявления киевских властей, обвинивших российских журналистов телеканала LifeNews в провозе оружия на Украину.
Ранее уполномоченный по правам человека при президенте России Элла Памфилова обратилась к генсеку ООН Пан Ги Муну и представителю ОБСЕ по свободе СМИ Дунье Миятович с просьбой сделать все возможное для освобождения журналистов.
В пятницу народный мэр Славянска Вячеслав Пономарев предложил обменять журналистов LifeNews на пленных, которые находятся у ополченцев. В СНБО Украины ответили, что обмен возможен, если журналисты не сотрудничали со сторонниками федерализации. Таким образом, по сути, киевские власти признали российских журналистов заложниками.
21 мая Госдепартамент призвал украинское правительство «освободить этих людей, если они являются законными журналистами и не причастны к противозаконной деятельности». В пятницу Госдеп в лице своего представителя Мари Харф признался, что у Вашингтона в действительности нет никаких подтверждений тех обвинений, которые Киев выдвинул против захваченных журналистов. По мнению посольства России в Киеве, подобная практика нарушения обязательств обеспечения свободной работы прессы носит уже системный характер.
В Сети также появилось видео допроса оператора LifeNews Сайченко, где он дает понять, что не занимался на Украине террористической деятельностью, а занимался только журналистикой. Однако, по словам Сайченко, пересекая границу с Украиной, репортеры заявили, что едут на концерт, из опасений, что им запретят пересекать границу.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ