Американские санкции в отношении крымской компании «Черноморнефтегаз» – «это элемент глобальной борьбы за контроль над энергетическими ресурсами», отметил на своей странице в Facebook* крымский вице-премьер Рустам Темиргалиев.
Мы говорим миру, что никто не сможет вкладывать деньги в Крым безнаказанно
Темиргалиев, как и ряд других крымских руководителей (в том числе мэр Севастополя Алексей Чалый и сенатор от Крыма Сергей Цеков), а также топ-менеджеров Черноморнефтегаза накануне были включены в черный список США. В сообщении американского минфина говорится о том, что гражданам Соединенных Штатов запрещается вступать в деловые контакты с фигурантами этого списка, а счета этих неугодных персон подлежат замораживанию.
Как передает ИТАР-ТАСС, министерство торговли США включило в черный список и саму компанию «Черноморнефтегаз», поскольку та находится в «оккупированном украинском регионе Крым».
Формальный повод для санкции упоминается в заявлении министерства финансов США: «18 марта парламент Крыма принял резолюцию о захвате крымских активов крымского подразделения государственной газовой компании Украины и передал их концерну под тем же названием Черноморнефтегаз. Американская сторона расценивает это как «присвоение государственных активов Украины».
Минторг Соединенных Штатов не скрывает, что санкция – ответ на «эксплуатацию данного концерна Россией». Замминистра торговли США Эрик Хиршхорн объявил о том, что «добавление Черноморнефтегаза в черный список станет сильным сигналом о том, что американское правительство осуждает вторжение России на Украину и экспроприацию украинских активов».
Экономические санкции США в отношении Крыма имеют политический подтекст и ударят также по Украине, по ее юго-восточным регионам, заявил в субботу РИА «Новости» вице-спикер Госсовета Крыма Константин Бахарев.
Зампредседателя республиканского парламента отметил: поскольку никакие санкции в отношении Крыма уже не могут вернуть республику в состав Украины, а давлением со стороны США и Западной Европы нельзя отменить результаты крымского референдума 16 марта, то «реальный адресат этих санкций – Юго-Восток Украины, его политические лидеры, владельцы крупного бизнеса».
«Это прежде всего попытка повлиять на политических и экономических лидеров региона, чтобы они не поддерживали жителей... и массовые акции протестов, которые там проходят», – отметил Бахарев.
«Многие западные компании уже готовились к суперприбылям»
Отметим, что еще одна цель американских санкций против крымского Черноморнефтегаза – это Газпром. Этого не скрывают и источники в администрации Барака Обамы.
«Мы говорим миру, что никто не сможет вкладывать деньги в Крым безнаказанно», – сказал американский чиновник, которого цитирует Reuters.
Неназванный представитель Белого дома на условиях анонимности, объясняемых сложностью ситуации на Украине, пояснил: если Газпром приобретет часть Черноморнефтегаза или решит иметь дело с ним, нефтяной холдинг России может столкнуться с санкциями. Поясним: ранее вице-премьер Крыма Темиргалиев сообщил, что компания «Черноморнефтегаз» в скором времени будет выставлена на конкурс (власти региона подчеркивают, что добычей нефти и газа в Крыму должны заняться российские компании). Активом уже заинтересовалось ОАО «Газпром».
Крымский Черноморнефтегаз уже давно осваивает месторождения углеводородов как на полуострове, так и на шельфе Азовского и Черного морей: Северо-Булганакское, Восточно-Казантипское и Стрелковое месторождения в Азовском море, Джанкойское на суше, Голицынское, Архангельское, Штормовое и Одесское в Черном море и Семеновское нефтяное месторождение.
В 2013 году добыча газа выросла на 40,6%, до 1,65 млрд кубометров. Общий объем запасов составил 66 млрд кубометров газа и 22 млн тонн нефти, перспективные – 73 млрд кубометров газа и 51 млн тонн нефти.
К 2015 году компания рассчитывает увеличить добычу до 3–5 млрд кубометров газа в год. В 2014 году планировалось ввести в эксплуатацию Безымянное месторождение. Также компании принадлежит газовое месторождение Шмидта (на треть оно находится на российской территории, а на 2/3 – на принадлежавшей тогда Украине территории Крыма, и не разрабатывалось).
«Черноморский шельф вокруг Крыма богат нефтью и газом, и многие западные компании уже готовились к суперприбылям, – констатирует замглавы правительства Республики Крым Рустам Темиргалиев. – Но Крым воссоединился с Россией, Черноморнефтегаз стал крымской российской собственностью, соответственно, и доходы от добычи пойдут на развитие полуострова, а не в карманы западных корпораций». Этим, как подчеркивает вице-премьер, и объясняется стремление Вашингтона «наказать» Крым санкциями.
«Черноморнефтегазу эти санкции как мертвому припарка»
Как отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, сама компания «Черноморнефтегаз» вряд ли ощутит на себе американские санкции.
«Компания работает исключительно на шельфе полуострова Крым, поэтому для них эти санкции как мертвому припарка. В данном случае намерения Вашингтона носят исключительно политический, а не экономический характер», – отметил собеседник.
Схожее мнение в беседе с газетой ВЗГЛЯД высказал и директор Фонда национальной энергетической безопасности, завкафедрой «Прикладная политология» Финансового университета при правительстве России Константин Симонов. «Что касается санкций против Черноморнефтегаза, то здесь Соединенные Штаты ничем навредить не могут, поскольку компания занимается добычей газа, который полностью идет на обеспечение газом Крыма», – отметил эксперт.
По словам Симонова, сейчас Крым потребляет чуть больше 1,7 млрд кубометров газа в год, а добыча Черноморнефтегаза составляет 1,67 млрд «кубов» – «полный паритет». «Это компания, замкнутая на один регион, у нее нет экспортных перспектив, технологически она все проблемы решает с помощью России, – поясняет глава Фонда национальной энергетической безопасности. – Да, менеджеры не смогут ездить в Соединенные Штаты – вот и вся история, на деле же навредить просто нечем».
«Проблемы с санкциями могут возникнуть у Газпрома»
Иное дело – приобретение Черноморнефтегаза Газпромом. «Если говорить о взаимоотношениях Газпрома и американского правительства, то оно, прежде всего, конечно, сказывается на положении в Европе, куда мы в основном и экспортируем наш газ, – отмечает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. – Все эти проблемы с Третьим энергопакетом Евросоюза, все эти проверки, которые устраивает ЕС, попытка заволокитить или остановить строительство «Южного потока» – это акции одного плана, которые направлены на то, чтобы ущемить интересы нашей страны». Санкции против Черноморнефтегаза с прицелом на Газпром вписываются в этот ряд, отмечает руководитель Союза нефтегазопромышленников.
«Если самому Черноморнефтегазу на деле ничего не угрожает, то если Газпром приобретет эту компанию, проблемы с санкциями могут возникнуть у Газпрома, – полагает Константин Симонов. – Газпром – экспортная компания, и навредить ей гораздо проще». Хотя Газпром и не поставляет газ в США, но понятно, что могут возникнуть проблемы с расчетными счетами, с транзакциями, отмечает эксперт. По мнению Симонова, «возможно, следует еще несколько раз подумать – стоит ли Газпрому напрямую покупать эту компанию». «Я не исключаю, что Газпром воздержится от покупки Черноморнефтегаза – последний может остаться, скажем, автономной государственной компанией, которая работает в Крыму, – отмечает собеседник. – Газпром в таком случае может оказывать помощь с точки зрения роста добычи нефти и газа – планы нарастить добычу уже есть до 2,5–3 млрд кубов в год».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ