«Обратили внимание на высказывания посла Австралии в Москве Пола Майлера о том, что поставки урана его страной в Россию были прекращены в связи с утратой доверия к нам. Фактически Пол Майлер обвинил Россию в вероятном нарушении обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения», – сообщило во вторник внешнеполитическое ведомство России.
В области ядерных контрактов Австралия нуждалась в России куда больше, чем Россия в Австралии
Накануне посол Австралии Майлер, объявив об остановке поставок по политическим причинам, подчеркнул, что поставки урана были не коммерческим, а репутационным вопросом. «Нам необходимо быть уверенными в своем торговом партнере, в том, что он будет уважать все гарантии, что уран не будет использован для создания вооружений», – цитировал австралийского дипломата «Интерфакс».
«В ситуации с Россией, когда мы не можем верить ей в том, что она не переправляет вооружение через границу на Восточную Украину, как мы можем доверить ей уран?» – сказал посол. «Раньше у нас была уверенность в России, теперь такой уверенности нет», – отметил Майлер.
Напомним, в сентябре австралийский премьер Тони Эбботт уже говорил, что Австралия приостанавливает продажу России урана «до дальнейшего уведомления». Показательно, что в том же заявлении Эбботта шла речь о том, что Австралия намерена открыть посольство в Киеве.
«Подобные слова еще раз подтверждают оторванность от реальности заявлений, которые доводится слышать от представителей австралийского истеблишмента, – разъяснили в ответ в российском МИДе. – Россия всегда была и остается жестким сторонником соблюдения международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения, включая ядерное. Для нас это вопрос национальной безопасности».
Напомним, еще летом правительство Австралии ввело санкции против России в сфере обороны, финансов и нефтегазовой промышленности. Канберра также пригрозила сорвать визит Путина на саммит «большой двадцатки». Накануне саммита Эбботт пообещал: «Я атакую (возьму за грудки) господина Путина, можете быть уверены!» По его версии, австралийцы, погибшие в катастрофе малайзийского Boeing, были убиты «мятежниками, использовавшими поставленную Россией технику». Впрочем, уже на самом саммите G20 и по его завершении Эбботт стремился смягчить риторику.
Вне зависимости от Канберры
«Когда мы заключали с Австралией соглашения по мирному использованию атомной энергии (в 2007 и 2011 годах), то изначально рассматривали их как сугубо коммерческий проект по обогащению австралийского ядерного материала на российских предприятиях для последующего сбыта», – разъяснил во вторник российский МИД.
Москва напоминает «ненадежным партнерам» о том, что единственная партия австралийского урана поступила в Россию в октябре 2013 года и после обогащения была экспортирована в Великобританию». Еще в сентябре пресс-служба Росатома разъяснила, что собственно для российских нужд австралийский уран последний раз вообще использовался в 2012 году.
«Отказавшись от этого сотрудничества, Австралия по сути «выстрелила» себе же в ногу, доказав, что ее нельзя рассматривать как надежного делового партнера в такой чувствительной и ответственной сфере, как мирный атом, – заключил МИД. – Что же касается нашей страны, то она обеспечена ураном на многие десятилетия вперед. Развитие отечественной атомной энергетики никоим образом не зависит от тех, кто сегодня принимает в Канберре недальновидные политические решения».
Это было сотрудничество «на всякий случай»
«Австралия для нас не была основным партнером, – сказал газете ВЗГЛЯД замдиректора Института проблем естественных монополий, бывший замминистра атомной промышленности России, замдиректора Института проблем естественных монополий Булат Нигматуллин. – Мы там только покупали природный уран, который обогащали на своих мощностях».
По словам Нигматуллина, в области ядерных контрактов Австралия нуждалась в России куда больше, чем Россия в Австралии. «Но если их дипломаты позволяют себе такие высказывания в адрес нашей страны, то о партнерстве речи быть не может, – сказал Нигматуллин. – На недипломатичные резкие заявления, продиктованные политическим фоном, нужно реагировать очень жестко».
Эксперт добавил: ядерное сотрудничество России и Австралии длилось два с половиной года. «Оно было для нас, что называется, сотрудничеством на всякий случай. У нас есть огромные запасы урана под боком – в Казахстане», – напоминает Нигматуллин.
Собеседник газеты также напомнил о ЮАР – одном из ведущих мировых лидеров по добыче и переработке природного урана – и торговых партнерах России по БРИКС.
«Заключение нами соглашений с Ираном по строительству в Иране восьми энергоблоков – это прорывный шаг для нашей отрасли, которым надо пользоваться», – говорит Нигматуллин. В конце концов, добавляет эксперт, не надо забывать о собственных разработках, в частности о Краснокаменском руднике в Читинской области, где добывается до 93% российского урана. «В свое время мы очень лихо и с нездоровой радостью заключали разные соглашения по торгово-экономическому сотрудничеству, – заключил эксперт. – Теперь к нам постепенно приходят отрезвление и понимание того, что нужно быть осмотрительнее и разборчивее».
Гулван-булак вместо Олимпик-Дэма
Австралия занимает первое место в мире по запасам урана (31,18% мировых запасов по данным Всемирной ядерной ассоциации), здесь располагается крупнейшее урановое месторождение Олимпик-Дэм (Olympic Dam).
Уран вне зависимости от места его добычи не отличается по качеству (хотя ураносодержащие руды, разумеется, бывают разные). По мнению экспертов, в качестве поставщика Австралию вполне может заменить Монголия, которая обладает шестью урановыми пластами и более чем сотней месторождений урана.
Монгольские геологи оценивают урановые запасы страны в 60–63 тыс. метрических тонн, по российским данным это больше, до 120–150 тыс. метрических тонн. Суммарные запасы оцениваются в 22 тыс. тонн урана, объем ежегодной добычи составляет более 1 тыс. тонн. По данному показателю страна занимает 15-ю позицию в мире.
Напомним также, что соглашение о создании совместной компании «Дорнод уран» по разведке, добыче и переработке урана месторождений Дорнод, Мардай, Гулван-булак было подписано в августе 2009 года в ходе визита в Монголию президента Дмитрия Медведева.
Отметим также, что на втором месте в мире по урановым запасам и на первом по производству находится ближайший сосед России – Казахстан. По состоянию на прошлый год 37,85% всего урана в мире было произведено в этой стране. Ключевыми казахстанскими рудниками владеет канадско-южноафриканская компания Uranium One, которая, в свою очередь, находится под контролем холдинга «Атомредметзолото» (АРМЗ) – головной организации Росатома по добыче урана в России и за рубежом.