Новый поворот в работе антипутинской оппозиции четко обозначился в последние недели – использование социальной и национальной риторики окончательно вытесняет либеральный дискурс.
Для начала новой атаки на Путина Навальному и Ходорковскому нужно стать «большими патриотами, чем Путин» – и перекраска двух вождей идет прямо на наших глазах
Кто такие Навальный и Ходорковский для России, чтобы уделять им столь пристальное внимание? Их совокупная поддержка внутри страны находится в зоне статистической погрешности, их «славные дела» говорят сами за себя, а имидж западных марионеток приклеился едва ли не намертво. Сбитые Крымом летчики?
Но всего год назад Навальный собрал на выборах московского мэра четверть голосов избирателей, а чуть более десяти лет назад Ходорковский пытался изменить направление движения и политическую систему России. Они ничего не забыли и теперь пытаются научиться новому. На них делают ставку противники Путина как внутри страны, так и на Западе – именно эту пару будут пытаться использовать как главный таран для сноса Путина с последующим направлением страны на путь «парламентской республики» и «европейского выбора», а говоря по-русски – под откос. Для борьбы с Путиным Навальный и Ходорковский будут использовать все методы – нет такой лжи, на которую бы они не пошли, нет таких клятв, которые бы они не дали.
Для начала новой атаки на Путина им нужно стать «большими патриотами, чем Путин» – и перекраска двух вождей идет прямо на наших глазах. Двух сразу – потому одновременно формируется их тандем. Олигарх и блогер объявили себя союзниками и соратниками по борьбе – родился монстр Наваковский. И сразу же перешел к возгонке псевдорусскости.
На днях сначала Навальный, а потом и Ходорковский признали, что «Крым наш» и уже не вернется на Украину – то есть сделали то, что в рядах либеральной общественности приравнивается к присяге Путину. Оговорки, которыми Навальный и особенно Ходорковский (проблема с возвращением на десятилетия, и даже если я стану президентом, то я не отдам, потому что я не диктатор) обставили признание Крыма, ничего принципиально не меняют – в лучших чувствах были оскорблены не только украинская, но и российская «либеральная общественность».
Как же так? И это борцы с Путиным, с кровавым режимом? Увы, либеральная тусовка списана с корабля истории – причем тот факт, что списана она самими либеральными стратегами и кукловодами, ей никогда не понять. Ходорковский и Навальный не имеют принципов, точно так же, как их нет у их англосаксонского союзника. У них общая цель – Россия без Путина и сильной самостоятельной власти. Рассуждения о борьбе за светлое будущее, о страданиях народа, об ужасном режиме – лишь прикрытие для совершенно конкретной задачи: сноса Путина.
Михаил Ходорковский (фото: PHOTOMIG/EPA/ТАСС) |
Причем сноса революционного – для того, чтобы гарантировать не просто избавление от президента, но и зачистку его ближайшего окружения, всех этих Ивановых, Патрушевых, Сечиных, Якуниных – которых ненавидят не за то, что они чекисты, а за то, что они государственники и патриоты. США прекрасно понимают, что никакими санкциями и блокадой невозможно вызвать смуту в России – максимум, на что рассчитывают англосаксы, это ослабить нашу страну, притормозить ее рост и приготовить почву для внутренних катаклизмов. Даже втягивание в войну не способно привести к смене власти, которую поддерживает абсолютное большинство.
Подорвать Россию можно только изнутри – и для этого нужно использовать «систему Навального» и «сеть Ходорковского». Они должны зарядить как массы, так и часть элиты своим антипутинским настроем, чтобы в подходящий момент «пойти на Кремль». Но никакой либеральный антипутинизм не поднимет толпу на снос власти – не только либеральные лозунги, но и сами либералы давно и окончательно маргинализировались, действительно став для народа национал-предателями. Немцов как лидер протеста – даже не смешно. Поднять людей может только оскорбленное патриотическое чувство, лозунги борьбы за справедливость и русский народ. Значит, нужно сделать из Навального и Ходорковского патриотов, государственников, националистов и борцов за справедливость. Именно этот процесс мы и наблюдаем.
Глупость? Кто же им поверит? Не все так просто – ставка делается на тех, кто не помнит, что такое Ходорковский, или поверил в десятилетнюю пропаганду о невинной «жертве путинского режима».
Ходорковский еще в конце нулевых стал писать о необходимости «левого поворота» – и вовсе не потому, что в колонии на него нашло озарение и он прозрел потребности русского общества, а по причине звериного чутья к тому, что может принести успех в борьбе за власть. «Проект Навальный» раскручивался на рубеже нулевых уже как сочетание социального (борьбы с коррупцией – то есть за справедливость), либерального и национального (права русского народа). Первоначально упор делался на сочетание либерального и социального, а национализм был призван играть лишь третью скрипку – но Болотная показала, что «либеральное движение» не только не имеет никого потенциала, но и банально отпугивает даже те «широкие народные массы», что критически относятся к Путину.
Необходимость переориентации осознали и сам «герой», и западные стратеги – а уж после Крыма и «русской весны» это стало просто вопросом выживания самого «проекта Навальный». То же самое и с Ходорковским – поездки в Киев были, конечно, абсолютным проколом как самого олигарха, так и его англосаксонских кураторов. Время быть патриотом, борцом за социальную справедливость и русский народ – и вот, пожалуйста.
В своем недавнем манифесте – выступлении в штаб-квартире Freedom House в Вашингтоне – Ходорковский призывает к мобилизации всех сил русского народа для подвига, без которого не спасти «социально ориентированное национальное государство».
Именно за такое государство, оказывается, выступает Ходорковский – потому что «общество имеет огромный потенциал самоорганизации, когда есть идея, вокруг которой может сложиться матрица», а «такой идеей может быть социально ориентированное национальное государство». Все предельно откровенно – мы пойдем на слом власти под теми лозунгами, которые могут привлечь максимальное количество людей.
Но почему Ходорковскому, одному из главных создателей олигархической колониальной системы 90-х, должны поверить люди? Потому что он отсидел десять лет в тюрьме? Нет, потому что он теперь выступает за пересмотр приватизации – «возврат к социальной справедливости в России невозможен без устранения последствий несправедливой приватизации». Но ведь Путин частично вернул государству то, что было украдено в 90-е – в том числе и империю Ходорковского, заставил олигархов платить налоги, а теперь требует вернуть капиталы на родину. Кто этого не знает? Да и дальнейшее направление движения власти в сторону ограничения олигархата видно невооруженным глазом – но Ходорковский не стесняясь повторяет либеральную ложь о том, что «сегодня власть де-факто своеобразно пересматривает итоги приватизации, забирая собственность из одних рук лишь для того, чтобы тут же передать ее в другие, видимо, более «свои» руки».
Весь манифест Ходорковского пронизан такой же ложью – «правящий режим превращает Россию в китайский протекторат», «война стала единственным драйвером отжившего режима». Причем в вашингтонской речи сочетаются как лозунги, нацеленные на внутрироссийскую аудиторию, так и на западную. И эти вторые не просто непатриотичны – они откровенно антинациональны:
«Выясняется, что режим не только ограбил Россию. Он пытается отбросить весь мир назад в эпоху холодной (а то и горячей) войны... Фашизм – это война. Россия уже ведет настоящую войну».
Человек, произносящий такие слова в Вашингтоне, может претендовать только на звание главы колониальной администрации в поверженной и оккупированной России – и именно так и воспринимается в США. Поэтому даже после завершения операции по перекрашиванию Ходорковского и Навального в патриотов нужно, чтобы и в России все четко понимали, с кем мы имеем дело.
Впрочем, даже после полного перекрашивания у «тандема» останется как минимум одно невыводимое пятно.
«У России есть лишь два пути – вперед в постиндустриальную эру вместе с Европой или обратно в средневековье, а потом и в небытие... Возвращение к европейским ценностям, лежащим в основании евроатлантической цивилизации – ментальное и политическое – это точка отсчета нового политического курса, который может помочь России выбраться из исторического капкана... Чтобы сохранить Россию как единое, независимое и суверенное государство, необходимо вернуть ее на тот путь развития, идя по которому она обрела свою славу», – это Ходорковский.
«Мы союзники за европейский путь развития. Мне в Ходорковском очень импонирует то, что он заявляет впрямую: я работаю с теми, кто за европейский путь развития России. Это базовая система свой/чужой. За европейский путь – значит, Ходорковский мой союзник, конечно», – это Навальный.
Это действительно очень важный маркер – «европейский путь». Вроде бы слова и слова – но именно они сейчас выступают как метка, знак для тех, кто понимает: я свой. Этот сигнал подается Западу и с Запада – и все, кому надо, его прекрасно считывают. «Европейский выбор» сейчас – это не академический спор о том, европейская ли страна Россия, азиатская или евразийская. На самом деле Россия – это континент, самостоятельная цивилизация, имеющая собственный, не европейский и не азиатский путь и смысл – но дело тут не в этом.
«Европейский выбор» в условиях нынешнего конфликта с Западом – конфликта не просто экономического или политического, а именно метафизического, морального, идеологического и геополитического, исторически неизбежного – является сигнальным маячком диверсанта, опознавательным шевроном «пятой колонны». Это клятва в том, что откроют ворота и сдадут страну, «вернут» ее тем, кто в 90-е годы уже посчитал ее своей. Напрасная, впрочем, клятва – шанса ее сдержать у них не будет. Потому что главное препятствие на пути Навального и Ходорковского – вовсе не Путин, а тот самый народ, который они собрались вести на Запад.