МИД России во вторник начал активно заступаться за арестованного накануне в Минске Владислава Баумгертнера, генерального директора Уралкалия, одного из крупнейших в мире производителей калийных удобрений.
Фактически его обвиняют в том, что он работал на рыночной основе... С такой логикой белорусам ничего не мешает, допустим, арестовать Миллера и все активы «Газпрома
«Мы считаем сложившуюся ситуацию абсолютно недопустимой и рассчитываем на то, что соответствующие разъяснения будут даны, а российский гражданин будет отпущен. Иначе это может быть истолковано как действие, не соответствующее союзническому характеру наших отношений, и может сказаться на графике контактов на политическом уровне», – сказал замглавы МИДа Григорий Карасин.
Посол Белоруссии в Москве Игорь Петришенко был вызван в МИД. «С российской стороны было заявлено, что задержание бизнесмена, находившегося в Белоруссии по приглашению главы правительства республики для решения важных вопросов российско-белорусского экономического взаимодействия, является недопустимым», – подчеркнули в МИДе по поводу этого вызова.
На Смоленской площади говорят, что арест и развернутая вокруг этого информационная кампания могут повлиять на график российско-белорусских контактов на политическом уровне.
Тем временем посол России в Минске Александр Суриков посетил генпрокуратуру, где потребовал освободить бизнесмена. «Во время встречи с исполняющим обязанности генпрокурора Николаем Куклисом посол изложил наше видение ситуации – пересмотр меры пресечения Баумгертнеру», – сказал собеседник РИА «Новости».
Куклис не стал обещать Сурикову ничего определенного. «Послу ответили, что генпрокуратура еще раз рассмотрит и проанализирует задержание и применение меры пресечения», – сказал представитель посольства. Позже послу пообещали, что ходатайство будет рассмотрено в установленном порядке – в течение 10 дней.
Как оказалось, Минск недолго «еще раз анализировал» дело. Уже через пару часов после визита Сурикова МИД Белоруссии выпустил ответное заявление.
«Необходимо четко понимать, что возникшая ситуация полностью находится в правовой плоскости, – поучил МИД Белоруссии Москву. – Ситуация с задержанием является результатом правовой оценки действий конкретного лица. Для этого имеются достаточные основания и аргументированная правовая квалификация. Речь идет о значительном экономическом ущербе интересам республики».
«Мы надеемся, что данный вопрос будет рассматриваться нашими партнерами ответственно, в духе законности, а не на основании эмоций и увязки с политикой», – ответил Минск.
Пока Россия только угрожает принять контрмеры против «братской республики». Первый вице-премьер Игорь Шувалов накануне уже велел, «помимо публичных мероприятий, всем ведомствам действовать по своим направлениям».
Теоретически рычагом давления по линии Минобороны мог бы стать вопрос модернизации ПВО Белоруссии, а также судьба авиабазы под Лидой. Напомним, что ранее Лукашенко не раз публично требовал, чтобы Россия бесплатно помогла ему с модернизацией, ссылаясь на наличие «общего врага» на Западе. Впрочем, белорусские эксперты сомневаются, что ссора вокруг Баумгертнера затронет столь важные вопросы.
«В авиабазах заинтересованы представители и российского, и белорусского военного лобби, а они сверстывать свои интересы под калийные проекты точно не будут, – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. – Калий для России не представляет такого интереса, как нефть и газ. Вот если бы на месте Баумгертнера оказался глава одной из крупных нефтяных компаний, жесткая реакция последовала бы незамедлительно! Было бы задействовано не только Министерство обороны, но вообще все возможные структуры».
«Пытается наладить калийную олигополию»
По мнению Романчука, на судьбу Баумгертнера не сможет повлиять теперь никакая, даже самая серьезная политическая риторика, а смогут лишь решения совладельца Уралкалия Сулеймана Керимова по принципиальным вопросам российско-белорусской торговли минеральными удобрениями, либо уже решения руководства России по этому поводу.
«Судьба Баумгертнера зависит от действий Керимова, успешности его переговоров о будущем российско-белорусского калийного рынка, в сфере которого Лукашенко пытается наладить олигополию с поставщиками и той и другой стороны. Второй же человек, способный повлиять на судьбу Баумгертнера, – это Владимир Путин, но у того хватает дел на внешнеполитическом фронте – в связи с тяжелой ситуацией в Сирии, Афганистане и торговыми конфликтами между Россией и Украиной», – сказал Романчук.
Не исключено, что Россия может использовать такие инструменты нажима, как переговоры по линии ТЭК, например, о поставках нефтепродуктов, жизненно важных для Минска, или обсуждение последнего транша ($440 млн) стабилизационного кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС, которого с нетерпением ждут в «братской республике» в последнем квартале.
По мнению главного редактора белорусской газеты «Солидарность» Александра Старикевича, на все эти привилегии президент Путин соглашается по причине исключительной важности членства Белоруссии в ЕврАзЭС.
«Не секрет, какое для Путина имеет значение проект Евразийского экономического сообщества. И поскольку участников там не так много, ему важна лояльность каждого из них. Применение каких-либо санкций в данной ситуации грозит тем, что Лукашенко начнет шантажировать фактическим развалом сообщества. Думаю, даже имея в руках какие-то рычаги воздействия на белорусскую сторону, Москва еще много раз подумает, прежде чем пускать их в ход», – сказал Старикевич газете ВЗГЛЯД.
«Удобрительные войны»
Схожей точки зрения придерживается и Романчук. Он уверен, что и белорусский, и российский лидеры четко отделяют бизнес от политики, поэтому судьба Баумгертнера будет решаться на соответствующем уровне.
«Лукашенко – хороший ученик Путина, который некогда велел «отделять мух от котлет». Ситуация с Уралкалием как раз является примером того, как Лукашенко хочет показательно отделить «мух», то есть бизнес, от «котлет» – политики, от Таможенного союза и Союзного государства. Путину очень нужен Лукашенко в качестве партнера», – сказал Романчук.
По мнению белорусского эксперта, спор останется на уровне эмоций и фактически не разрешится до вступления в переговоры лидеров крупного бизнеса, имеющих отношение к делу.
«Пока Керимов молчит, это дело будет скорее медийным, эмоциональным, а не правовым. Даже Шувалов, например, утверждает, что надо разобраться в этом безобразии. Однако никто не апеллирует к тому, что нужно действовать по закону, все хотят действовать «по понятиям». Несомненно, этот подход играет на руку Лукашенко. Когда мы перейдем от все еще «понятийного» способа решения конфликтов к фактологическому, мы поймем, кто прав, кто виноват», – добавил Романчук.
Старикевич тоже не думает, что отношения двух стран серьезно пострадают.
«Между Россией и Белоруссией случалось столько всего, что арест Баумгертнера выглядит далеко не самым важным событием. Можно вспомнить, как осенью 2010 года президент России Дмитрий Медведев разместил весьма критическое заявление лично о Лукашенко в своем видеоблоге. Однако даже это не имело никаких последствий. Нынешний кризис пройдет и забудется, другое дело, что его последствия будут явными для конкретных персон и предприятий», – добавил он.
Возобновление «торговых войн» по схеме 2008–2010 годов, когда Москва боролась с ввозом молочной продукции из РБ, источники считают маловероятным, поясняя это сложностью администрирования таких действий в новых условиях Таможенного союза.
«Ничто не мешает арестовать и Миллера»
В отличие от белорусских коллег, замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам Андрей Суздальцев считает предъявленные обвинения смехотворными, а в подоплеке скандала видит чисто политические причины.
«Фактически его обвиняют в том, что он работал на рыночной основе... С такой логикой белорусам ничего не мешает, допустим, арестовать (Алексея) Миллера (председателя правления ОАО «Газпром») и все активы «Газпрома». Это очень странный подход», – сказал эксперт. По его словам, «Лукашенко привык работать с Москвой с позиции силы и выбивать из Москвы то, что он хочет». Однако на этот раз, считает эксперт, действия Минска «скажутся на частоте политических контактов между Россией и Белоруссией».
Причину новой ссоры Суздальцев видит в тяжелой как политической, так и экономической ситуации в Минске. «Лукашенко находится в некоем политическом вакууме. Он практически не контактирует с высшим руководством России, а ситуация у него тяжелая: на грани обвала находится курс белорусского рубля, не решен вопрос о поставке нефти в четвертом квартале, есть масса проблем по другим позициям. Ему нужны деньги, деньги нужны огромные, и поэтому захват высшего руководства крупнейшей компании – это вариант разговора с Россией с позиции силы», – отмечает эксперт.
Во вторник глава совета директоров ОАО «Уралкалий» Александр Волошин выступил в защиту Баумгертнера, напомнив, что тот «не имел полномочий, которыми мог злоупотребить». Напомним, что Волошин уже много лет практически не выступал публично.
«Несколько недель назад генеральный директор БКК был назначен на одну из высших должностей в Белоруссии, а именно – на должность заместителя главы администрации президента страны. Это, думаю, означает, что результаты деятельности этой компании и состояние дел в ней весьма высоко оцениваются высшим руководством Белоруссии. В данной связи обвинения в должностных преступлениях в адрес Баумгертнера выглядят просто нелепо», – заявил Волошин.
Напомним, что, действительно, в конце июля Лукашенко назначил заместителем главы своего аппарата главу БКК Валерия Иванова. Об этом сообщал «Интерфакс».
Ко всему прочему следственные органы Белоруссии накануне пообещали начать проверку причастности к противоправным действиям Баумгертнера и Сулеймана Керимова, одного из основных акционеров ОАО «Уралкалий». Керимов официально является держателем 21,75% акций компании, однако до сих пор никак не отреагировал на события в Минске.