Снижение оппозиционной уличной активности, бессодержательность КС оппозиции, уголовные дела, отсутствие внятной повестки – все это, как полагают эксперты, прямо сказалось на результатах опроса «Левада-центра*», согласно которому популярность Алексея Навального остается на крайне низком уровне.
Сыграли свою роль и выборы в КС оппозиции, которые были проведены исключительно грязно
Перспективы у самого известного несистемного общественного деятеля не слишком радужные.
Цифры
23–27 мая 2013 года опрос (130 населенных пунктов в 45 регионах страны) показал, что одобряют деятельность Алексея Навального (и таких политиков, как он) всего 6%. В свою очередь ничего не знают об оппозиционном политике 59% россиян.
16% опрошенных в Алексее Навальном нравится его имидж борца с коррупцией, а 17 процентам неприятно участие оппозиционера в коррупционных схемах. При этом за делом «Кировлеса» и в апреле, и в мае следило лишь 2% респондентов. Сужается и база поддержки Навального.
С апреля по май с 20 до 28% выросло число тех, кто считает, что уголовное дело против Алексея Навального возбуждено из-за экономической деятельности, и с 54 до 47% снизилось количество опрошенных, которые связали уголовное дело и общественную деятельность оппозиционера.
Напомним, что в конце апреля опрос, посвященный лидерам несистемной оппозиции, провел и ВЦИОМ.
Согласно данным социологов, отношение к Навальному за последнее время у респондентов ухудшилось: среди тех, кому он известен, доля опрошенных, воспринимающих его негативно, с февраля прошлого года выросла с 31 до 51%. Положительно относятся к нему 19%.
Тем, кому в той или иной степени известен Алексей Навальный, его личность, как правило, безразлична (40%). Остальные более склонны относиться к нему негативно: с недоверием к нему относятся 15%, с доверием – только 2%. У 8% он вызывает скепсис, у 7% – антипатию, у 6% – осуждение. Симпатию и уважение к нему испытывают по 6%.
Старики – не разбойники
Член Общественной палаты Максим Григорьев в данных социологических агентств не видит ничего удивительного и полагает, что политическая судьба Навального печальна и предсказуема.
«Свой «звездный час» Навальный упустил во время президентских выборов: тогда он мог попытаться выдвинуться и взять хотя бы 2–3% голосов – за счет запроса (даже не на новые идеи, а на новые лица), но этой ситуацией воспользовался Михаил Прохоров», – полагает эксперт.
По словам Григорьева, важно понимать, что чем больше люди узнают о Навальном, тем больше они в нем разочаровываются, а все его главные темы (борьба с коррупцией и борьба за честные выборы**) исчерпали свой ресурс.
«Сыграли свою роль и выборы в КС оппозиции, которые были проведены исключительно грязно, – продолжает член ОП, – к Навальному упало доверие и после того, как стало известно о специфике его общения с губернатором Кировской области».
Говоря о политических перспективах оппозиционера, Григорьев отметил, что «еще не так давно Навальный воспринимался целым рядом либеральных экспертов в качестве консолидирующей фигуры, способной «собрать» электорат, но все последние события ставят этот имидж под сомнение. Навальный очевидно дрейфует в сторону когорты довольно известных, но совершенно непопулярных оппозиционных фигур, таких как Михаил Касьянов и Борис Немцов: их знают, но не более».
Заяц – волк
Не исключено и участие Навального в выборах мэра Москвы, которые стали во вторник главной темой обсуждения (ожидается, что мэр Сергей Собянин уйдет в отставку) но, по мнению лидера партии «Демократический выбор» Владимира Милова, шансов на победу у оппозиционера нет и в этом случае.
«Сейчас, на мой взгляд, он будет слабым кандидатом, – пишет Милов в своем блоге, – за три года он удивительнейшим образом превратился из «политика нового поколения» и «надежды» в «одного из все тех же». Мэрский рейтинг у него в Москве 2–3% после трех лет беспрецедентной раскрутки».
Милов полагает, что проблема Навального состоит в бессодержательности программы: «Ему, глобально говоря, нечего сказать, кроме «вся моя программа состоит из одного пункта – борьба с коррупцией». Народ, когда такое слышит, сразу отключается, потому что понимает, что человеку сказать нечего, кроме доведенной до автоматизма популистской риторики «жулик – вор», «жулик – вор», «заяц – волк», «заяц – волк». Навальному придется преодолевать вот эту проблему, и хотя она проявилась не вчера, пока у него это крайне плохо получается».
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента