Во вторник Госдума в окончательном, третьем чтении одобрила законопроект, предполагающий введение уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих вплоть до 3 лет заключения.
Термина «гомосексуализм» не будет, мы используем термин «нетрадиционные сексуальные отношения
Законом предлагается новая редакция ст.148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», которой вводится ответственность «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей или обязательных работ до 240 часов, либо принудительных работ на один год, а также возможного лишения свободы также на годичный срок.
Затем Госдума утвердила сразу во втором и в третьем чтениях и законопроект о штрафах за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей, в том числе через СМИ, интернет и вирусную рекламу. Максимальный штраф за такую пропаганду достигает миллиона рублей.
«Термина «гомосексуализм» не будет, мы используем термин «нетрадиционные сексуальные отношения», – сообщила перед голосованием глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Напомним, такой термин использовался в тексте при первом чтении соответствующего проекта закона.
Под пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений предлагается понимать распространение информации, направленной на формирование у детей нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности таких отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений, а также навязывание информации, вызывающей интерес к таким отношениям. Как пояснила Мизулина, в последнем случае речь идет о вирусной рекламе в интернете, когда «выскакивают» подобные ролики или картинки.
«Консервативный фланг Европы»
Проректор РЭУ имени Плеханова, директор Института политических исследований Сергей Марков заявил газете ВЗГЛЯД, что данные законопроекты знаменуют возврат России к дореволюционной идентичности: «Россия определяет себя как консервативный фланг Европы, сохраняющий свою религиозную идентичность».
Марков подчеркнул, что к укреплению основ общественной нравственности законы имеют только косвенное отношение: «Законодательство – это правовой параметр, который не имеет отношения к морали. Мораль находится над законом, это ограничения, которые человек накладывает на себя добровольно».
«В постмодернистской Европе стирается разница между представителями различных наций, религий, даже правовая разница между мужчиной и женщиной, а такого рода извращения, как гомосексуализм, признаются нормой, – заметил Марков. – Россия же идет по другому пути, она признает консервативные ценности и этим осуществляет колоссальный прорыв в своем самоопределении, преодолевает свой кризис идентичности. Ведь коммунистическая революция, по сути, была европейским ультрамодерном».
Благодаря этому символическому жесту, указал политолог, Россия обретает искренних сторонников в Европе: «Она становится оплотом, крепостью и маяком для консервативных европейцев». И хотя закон создан по требованию избирателей, подчеркнул Сергей Марков, однако, как всякая качественная вещь, он достоин идти и на экспорт.
Все в один автобус
Утром во вторник более 20 представителей нетрадиционной сексуальной ориентации были задержаны около Госдумы. Как передавал ИТАР-ТАСС, там происходили стычки между ними и активистами Союза православных хоругвеносцев.
За попытку проведения несанкционированного митинга полиция задержала несколько мужчин и женщин. По предварительным данным, общее количество задержанных превышало 20 человек.
Ранее сообщалось, что полиция задержала пять человек, среди них были активисты Союза православных хоругвеносцев. У здания нижней палаты парламента они проводили акцию в поддержку законопроекта документа, который устанавливает штрафы за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
Утром одиночный пикет провел и лидер «Яблока» Сергей Митрохин, однако он протестовал против рассмотрения депутатами законопроекта о защите чувств верующих. Митрохин держал в руках плакат с партийной символикой, надпись на котором гласила: «Закон о защите чувств верующих – это инквизиция». Лидер партии считает, что закон фактически запрещает высказывать альтернативную точку зрения.
«Главная проблема – в правоприменении»
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин опасается «неумного» применения закона о запрете пропаганды, написал во вторник «Коммерсантъ». «Главная проблема будет в правоприменении. Жесткое и неумное правоприменение может привести к человеческим жертвам и человеческим трагедиям», – заявил Лукин.
«Что и когда можно, что нельзя доносить до детей в сексуальном плане – сложная и важная проблема. Скажу честно, мне здесь не все ясно до сих пор. Эту проблему следует решать вне прямой связи с конкретными типами сексуальных предпочтений. Ее следует решать в общем контексте вхождения ребенка в эту деликатную и интимную проблематику. Я не одобряю отдельные законы по лицам, которые входят в аббревиатуру ЛГБТ», – сообщил Лукин.
Кроме того, Лукин выразил сомнение в необходимости специального закона об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. «Надо равным образом защищать права всех – последователей всех без исключения религий, атеистов, а не выделять кого-то одного», – цитирует Лукина «Эхо Москвы». «Защита религиозных чувств важна. Но я против чрезмерно жестких наказаний. Они должны быть скорее публичными, нежели жесткими», – сказал омбудсмен.
«Процент толерантности резко упал»
Член Общественной палаты (ОП) Максим Григорьев отметил, что данная проблема в России «никого не интересовала долгое время, но последние события, в том числе те, которые развиваются в Европе, показывают, что необходимость ее решения становится все актуальнее».
По его словам, «сейчас процент толерантности в этом вопросе резко упал, а в обществе появился реальный запрос на запрет такой пропаганды». «Так что, действительно, нужно пересматривать подход к этому явлению и как минимум выставлять заградительный барьер. Потому я считаю, что (Госдума) занялась решением этого вопроса правильно, и ее действия будут поддержаны россиянами», – заключил член ОП РФ.
#{interviewpolit}Похожей точки зрения придерживается и генеральный директор Института приоритетных национальных проектов Николай Миронов. «Законопроект соответствует нашим базовым ценностям, он не столь консервативен, а опросы показывают, что подавляющее большинство россиян согласны с необходимостью его принятия», – подчеркнул он в интервью газете ВЗГЛЯД. При этом эксперт обратил внимание, что инициатива не направлена «на какие-то притеснения людей нетрадиционной половой ориентации».
А профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев напомнил, что «в Советском Союзе, когда не было никакой пропаганды и люди не знали про голубых, процент суицидов был гораздо ниже, чем сейчас». «Поэтому с появлением запрета ситуация будет оздоравливаться», – отметил он в интервью газете ВЗГЛЯД.
Политолог напомнил, что, по опросам социологов, 80% россиян требуют такого запрета: «У нас страна многонациональная и многорелигиозная, очень большое количество мусульман и православных, которые все это отрицают. А раз есть потребность общества, то власть не может на это не реагировать».
Матвейчев напомнил, что пропаганда гомосексуализма стала развиваться на Западе после войны, когда были опубликованы исследования классика сексологии Альфреда Кинси (Kinsey). В его книгах утверждалось, что детям свойственна своеобразная сексуальная жизнь, люди тянутся и к своему полу, что существует сексуальное многообразие, а потому нужно всех сексуально просвещать.
Однако в наше время выяснилось, рассказал Матвейчев, что Кинси многие свои опыты проводил на лицах с криминальным прошлым и с девиантным поведением. «Швейцарские исследователи в документальном фильме «Праотцы ранней сексуализации» рассказывают, что Кинси проводил эксперименты, попросту говоря, на уголовниках, извращенцах и педофилах. А потом распространил результаты своих исследований на всех людей».
Матвейчев подчеркнул, что на основании псевдонаучного мошенничества несколько поколений оказались вовлечены в раннее сексуальное воспитание и пропаганду однополой любви.
Атеисты «тоже должны быть защищены»
Заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики, член президентского совета по правам человека (СПЧ) Леонид Поляков отметил, что к третьему чтению некогда бурные споры вокруг закона о защите религиозных чувств стихли, и это не случайно – «это очень логичный и продуктивный результат того, как шла процедура».
«Были учтены замечания СПЧ и представителей широкой общественности. В конечном варианте очевидно, что жесткость наказания за такого рода преступления несколько смягчена – с пяти до трех лет», – отметил Поляков.
По его словам, предмет регулирования был несколько расширен и уточнен. «Если в первой версии законопроекта была жесткая привязка к защите чувств верующих, то сейчас закон включает в себя защиту права на свободу совести. Это означает, что люди атеистических взглядов тоже должны быть защищены от разных посягательств и оскорблений», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Поляков добавил, что законом будет защищаться символика и эмблемы, которые в данном культурном контексте воспринимаются как своего рода святыни, например, вечный огонь, памятники, посвященные победе СССР в войне с гитлеровской Германией.
«Все это становится предметом охраны. Первоначальные опасения насчет того, что закон имеет жестко-клерикальный оттенок и посягает на права других групп граждан – все это ушло. Появилось ощущение, что закон достаточно гибкий. На выходе в третьем чтении мы имеем закон, который будет работать, не ущемляя прав и чувств граждан, а наоборот, защищая их», – уверен Поляков.