Вице-премьер Владислав Сурков, курирующий в кабмине сферу инноваций, накануне выступил в Лондонской школе экономики (LSE), ответив на некоторые острые вопросы британских журналистов.
Если какая-то свинья испортила вам репутацию, это не значит, что все ваше дело надо умножить на ноль
Как отмечает BBC, небольшой зал был заполнен лишь на две трети, в основном студентами из России. А у здания вуза гостя встречали протестующие – активисты оппозиционного движения «Говорите громче». Надев маски Суркова и держа в руках его чучело из папье-маше, участники требовали включить его в «список Магнитского».
Тема выступления вице-премьера была заявлена как «Инновации в России: планы и перспективы». Профессор истории LSE и эксперт по России Джанет Хартли представила Суркова как автора концепции суверенной демократии. Сам же Сурков сразу оговорился, что лекции не будет, ибо он не уверен, есть ли чему учить присутствующих, и предложил незамедлительно перейти к вопросам. При этом он заверил, что «готов ответить на абсолютно любые вопросы», предупредив, что будет говорить по-русски. «Я буду говорить по-русски, и я за это не извиняюсь, потому что я русский. Мой английский недостаточно хорош», – пояснил Сурков.
Самый «чистый»
Первый же заданный вопрос касался коррупционного скандала вокруг фонда «Сколково». Отвечая на вопрос по существу, Сурков заявил, что «Сколково» является одним из самых чистых проектов с точки зрения возможных злоупотреблений, и отчитал российский Следственный комитет за «энергичность» по этому делу.
«Сколково» – один из самых чистых проектов с точки зрения злоупотреблений, – приводит его слова РИА «Новости». Президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, по мнению Суркова, настолько богатый человек, что не станет мараться ради нескольких сотен тысяч долларов. «Вы знаете, человек, который недавно получил несколько миллиардов долларов за продажу доли в TНК-BP, мне сложно представить, что он будет воровать. Он уже достаточно заработал, ему уже довольно много лет, он думает уже о своей миссии – а что будет написано о нем потом», – уверен вице-премьер.
Выдержав некоторую паузу, Сурков добавил, что «тоже такой». «Я не самый бедный человек, я работал в бизнесе 10 лет и, если надо, еще поработаю. Я был успешным в бизнесе еще до прихода в Администрацию президента, в своей сфере я был одним из самых успешных», – заметил он.
При этом чиновник признал, что там, где тратятся бюджетные деньги, возможны злоупотребления. И «Сколково» не исключение, ведь строят его не ангелы, а живые люди. Но ровно то же самое происходит по всему миру, в крупных транснациональных корпорациях. Однако еще ни одна из них не закрылась из-за коррупционного скандала.
«Если какая-то свинья испортила вам репутацию, это не значит, что все ваше дело надо умножить на ноль, – жестко заявил Сурков. – Надо просто выгнать эту свинью. И работать дальше».
Возвращаясь к последним коррупционным скандалам вокруг «Сколково», чиновник подчеркнул отсутствие доказанных фактов мошенничества – есть лишь предположения Следственного комитета по двум фактам.
«Хочу сказать, что эти средства нельзя сопоставить с затратами «Сколково». Возможно, данные факты и являются преступлениями, но это нужно еще доказать. Только если дело дойдет до суда, можно будет уверенно говорить, преступление это или же нет», – добавил глава аппарата правительства России.
Что же до публикаций на эту тему, то, как считает Сурков, это только следствие излишне активной деятельности Следственного комитета, сотрудники которого не понимают, что своей «энергичной работой» наносят проекту непоправимый репутационный ущерб в глазах потенциальных инвесторов. «И, конечно, на мой взгляд, так громко говорить о нарушениях до решения суда, может быть, и неправильно», – заключил он.
Капля в море
Напомним, Следственный комитет возбудил в отношении вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова дело о растрате. Как считает следствие, он незаконно передал депутату Госдумы Илье Пономареву 750 тыс. долларов (22,5 млн рублей) из средств фонда. По информации СК, растрату Бельтюков пытался завуалировать, заключив от имени фонда договоры с парламентарием.
До этого было возбуждено дело против экс-главы финансового департамента фонда «Сколково» Кирилла Луговцева и гендиректора таможенно-финансовой компании «Сколково» Владимира Хохлова. По версии следствия, они незаконно потратили на аренду недвижимости почти 24 млн рублей, выделенных на развитие «Сколково».
В прошлом году сообщалось, что на проект «Сколково» из федерального бюджета в течение пяти лет (с 2010 до 2015-го) будет выделено 85 млрд рублей. Затраты на строительство «Сколково» оценивались в 100–120 млрд рублей. Таким образом, общая сумма, фигурирующая в двух коррупционных скандалах вокруг фонда, действительно ничтожна – она составляет всего 0,05% от пятилетнего бюджета «Сколково».
СК не впервой
Сурков – не первая влиятельная политическая фигура, критикующая действия Следственного комитета. В начале декабря 2012 года глава правительства России Дмитрий Медведев после прямого эфира, в ходе которого он давал интервью представителям пяти телеканалов, назвал «козлами» следователей, пришедших с обыском рано утром 7 декабря к режиссеру-документалисту Павлу Костомарову в рамках «болотного» дела. К делу о беспорядках Костомаров привлечен в качестве свидетеля, и Медведев в беседе с журналистами предположил, что никаких обвинений режиссеру не предъявят. Он отметил, что следователям не хватает «правовой культуры» и внимания к «элементарным правилам общежития».
Отбиваясь от претензий, представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил, что «очень странно было услышать комментарии, не только оскорбляющие следователей СК России, но и подрывающие авторитет всех правоохранительных органов страны». Комментарий представителя СК был размещен на официальном сайте ведомства, однако вскоре материал оттуда удалили.
О чем еще говорил Сурков
Также довольно неожиданным стал ответ Суркова на вопрос о концепции суверенной демократии, одним из авторов которой его принято считать. Он пояснил, что не изобретал это понятие, а лишь позаимствовал его у американских и итальянских политологов. А потом и вовсе заявил, что суверенная демократия – это совсем не то, что о ней думают и пишут журналисты.
«Внедряя его (термин) в России, мы пытались доказать, что можно оставаться суверенной страной, будучи при этом открытой», – сказал вице-премьер.
Далее последовал вопрос британского журналиста о том, не превратилась ли стабильность в России в застой, на что Сурков ответил, что никакого застоя не видит. «Не получается как-то у нас застоя. И рады бы, но не дают! То вы не даете со своим мировым финансовым кризисом, то свои с Кавказа... Жаль, что застоя нет и отдохнуть некогда», – посетовал Сурков.
Кроме того, он назвал условия для сохранения России как страны: главное – выйти из «парадигмы военно-сырьевой державы».
Рассуждая о стабильности российской политической системы, вице-премьер подчеркнул, что Болотная площадь с ее протестами эту систему не сломила, более того, система, по его словам, «победила оппозицию – это факт». «Она, наконец, проявила жесткость – долгожданную жесткость! – в отношении к экстремистам. И наконец те, кто считал возможным бить полицейских, понесли заслуженное наказание», – заявил он, очевидно, имея в виду обвиняемых по «болотному» делу.
При этом вице-премьер высказался за создание в России второй крупной партии, которая могла бы стать конкуренткой правящей сейчас «Единой России». Этой альтернативной структуре нужно помочь состояться, уверен он.
«В какой-то степени открыт вопрос о значительном отрицательном рейтинге «Единой России». Думаю, что «Единая Россия» просто обязана существовать в конкурентной среде. Это нормально, и сейчас эта конкуренция будет развиваться», – пообещал Владислав Сурков.
Еще одним предметом его внимания стала социальная сеть «ВКонтакте», оказавшаяся в центре нескольких скандалов. В частности, в СМИ появилась версия о предполагаемом участии ее создателя Павла Дурова в резонансном ДТП в центре Петербурга в начале апреля 2013 года. В результате пострадал полицейский, а виновник скрылся с места происшествия. В рамках расследования этого дела в офисе «ВКонтакте» 16 апреля прошел обыск. Пресс-секретарь соцсети заявил, что машины у Дурова нет, а ходит он пешком.
«Что касается сети «ВКонтакте», то, как мне кажется, там идут сложные процессы. Я знаю Павла очень хорошо, отношусь к нему с большим уважением. Знаю, сейчас всякое говорят. Я не знаю, что там произошло, думаю, в ситуации разберутся. Но налицо неоднозначная ситуация, связанная, в том числе, с собственностью, с новыми сделками. Я уверен, что сеть сохранится, поскольку она очень популярна в России», – сказал Сурков.