Совет Госдумы в четверг решил проверить высказывания директора по гуманитарным проектам Роснано Леонида Гозмана, приравнявшего советский СМЕРШ к войскам СС.
Конечно, поляки были ими сильно недовольны, потому что они довольно успешно раскрывали агентуру Армии Крайовой, которая действовала против Красной армии
«Совет Думы поручил комитетам по информационной политике, по обороне и по безопасности проверить высказывания господина Гозмана на предмет приравнивания подразделений войск Красной армии к войскам СС», – цитирует РИА «Новости» первого вице-спикера нижней палаты, коммуниста Ивана Мельникова.
Сам Гозман заявил газете ВЗГЛЯД, что будет даже рад, если начатый Думой процесс завершится в суде. «Потому что это будет суд над сталинизмом и над преступной практикой коммунистического режима».
Политик напомнил, что «честь сравнения Сталина, НКВД, СМЕРШ-НКВД, с одной стороны, с Гитлером, СС и гестапо – с другой» – принадлежит не ему. «Эти сравнения приводили выдающиеся наши сограждане Александр Солженицын, Василий Гроссман, Лев Ландау и многие другие. Так что я в хорошей компании здесь. Я считаю Сталина не менее отвратительным и преступным выродком, чем Гитлера. Я считаю его карательные органы не менее преступными и отвратительными, чем карательные органы Гитлера», – подчеркнул Гозман.
О том, можно ли считать СМЕРШ такой же преступной организацией, как и осужденные Нюрнбергским трибуналом войска СС, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал военный историк, руководитель сайта «Анатомия армии» подполковник Юрий Веремеев.
ВЗГЛЯД: Юрий Григорьевич, совет Думы решил проверить высказывания политика Леонида Гозмана, приравнявшего советский СМЕРШ к войскам СС. Такие утверждения вообще нуждаются в особой официальной проверке?
Юрий Веремеев (Фото: из личного архива) |
Ю. В.: Леонид Гозман – либо проводник этой антироссийской пропаганды, либо ее жертва. Такие люди не представляют себе отчетливо, что такое СС и что такое СМЕРШ. Единственное, что имеется у них в мозгу, – это то, что СС и СМЕРШ – это нечто «ужасное». Обладая столь мизерным пониманием, в высшей степени глупо и неразумно о чем-либо в этой области рассуждать и уж тем более принимать какие-то решения.
ВЗГЛЯД: Но, по словам Гозмана, он не первый, кто проводит параллель между гитлеровским и сталинским режимом, например, эти аналогии подчеркиваются в книге Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Ю. В.: У Солженицына в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» очень много лжи, причем грубой и откровенной. В статье «Нобелевский прохвост» я документально доказал, что в отношении пленных он просто врет! Причем врет самым наглым способом. В частности, я поместил фотографию англичан (семь человек), освобожденных из немецкого плена американцами.
Они истощены так, как вы не раз видели в фильмах о концлагерях. Эта фотография была сделана в 1945 году американским фотографом в американской зоне оккупации и опубликована в книге английского публициста Ричарда Холмеса под названием «World War II in photographs» в 2000 году.
А Солженицын утверждает, что пленные американцы, англичане и прочие солдаты западных стран могли отказываться от немецкого пайка и питаться за счет посылок Красного креста от нейтральных или своих стран. И только советские пленные, мол, были униженные и брошенные. Но, судя по этой фотографии, не похоже, что Англия могла подкармливать своих пленных.
Там же я пишу, что французов в немецком плену было около 1,5 млн человек. Если посчитать, то это получается, что из Франции в Германию должно было отправляться по два продовольственных эшелона ежесуточно. Это реально? Нет, конечно.
ВЗГЛЯД: Не могли бы вы тогда сравнить между собой практику сотрудников СМЕРШ и солдат СС?
Ю. В.: СС и СМЕРШ сравнивать практически невозможно. Это слишком разные организации, решавшие совершенно различные задачи. Прежде всего, СС (Шутцштаффель, «охранный отряд») не являлась государственной структурой и уж тем более не являлась государственной организацией, занимавшейся полицейским преследованием кого бы то ни было. Это была вооруженная организация Национал-социалистской партии. Как и НСДАП СС была надгосударственной организацией.
ВЗГЛЯД: А что было типичным для практики солдат СС?
Ю. В.: СС состояла из трех основных компонентов:
– общие СС (Альгемайне СС). Общественная организация, объединявшая наиболее преданных национал-социализму лиц. Это порядка миллиона человек. Из членов общих СС также комплектовались СС-эйнзатцкоманды, которые во время войны занимались зачисткой оккупированных территорий от лиц, нелояльных Германии (расстрелами евреев, членов ВКП(б), комсомольцев, интеллигенции, советских и партийных работников и т. п.).
– войска СС. Вооруженные формирования по армейскому типу. Насчитывалось несколько десятков дивизий, бригад и отдельных полков общим числом порядка 800 тысяч человек. Основная задача – ведение боевых действий на фронте наравне с дивизиями Вермахта. Это своего рода противовес Вермахту во внутриполитической жизни, поскольку Гитлер не доверял генералам Вермахта, опасался, что они могут его свергнуть.
– части СС «Мертвая голова». Это подразделения охраны концлагерей, которые отнюдь не являлись государственными учреждениями и не являлись местами заключения для преступников. Концлагеря – это места изоляции потенциально опасных для Национал-социалистской партии лиц (социал-демократов, коммунистов, цыган, евреев, гомосексуалистов, проституток, уголовников, чья вина не доказана и т. п.).
Эти части насчитывали несколько десятков тысяч человек. Другой вопрос, что члены общих СС назначались на различные служебные и государственные посты и проводили в жизнь политику НСДАП.
А вот разведкой, контрразведкой, выявлением врагов Рейха, «окончательным решением еврейского вопроса», наблюдением за лояльностью граждан режиму, полицейскими мероприятиями и т. п. занималось Главное управление государственной безопасности (РСХА), которое в состав СС не входило. В РСХА работали как члены общих СС, так и не члены. Даже широко известный начальник гестапо Мюллер стал членом СС только летом 1941-го, хотя руководил гестапо с 1939 года.
ВЗГЛЯД: Можно ли считать СМЕРШ преступной организацией?
Ю. В.: Ни в коем разе. СМЕРШ – войсковая контрразведка. Подчинена полностью командному составу РККА, конкретно командующим фронтами и армиями. Общая численность – несколько сот человек. Единственная и очень узкая задача – выявление во фронтовых частях РККА агентуры противника (шпионов, диверсантов), задержание и передача их органам НКВД. Также очистка освобожденной местности от агентуры противника, непосредственно угрожающей действиям войск. Но только в пределах полосы действий фронта (до 150–200 км от линии фронта вглубь). Причем только выявление, задержание и передача органам НКВД.
СМЕРШ создан в 1943-м. К нему отношение было ироничное, пользы было мало, эффективность – невысокая. В 1946-м упразднен за ненадобностью, поскольку после войны задача борьбы с иностранными шпионами в армии была возложена на НКВД (МВД, МГБ).
ВЗГЛЯД: Допускались ли сотрудниками СМЕРШ преступления в массовом порядке? Они участвовали в репрессиях или боролись исключительно с немецким шпионажем?
Ю. В.: Ни о каких репрессиях не может идти речь, если у них были вполне конкретные задачи по отлову вражеской агентуры. Конечно, поляки были ими сильно недовольны, потому что они довольно успешно раскрывали агентуру Армии Крайовой, которая действовала против Красной армии. Оттуда, по-моему, уши растут.
Но эта организация только выявляла, отлавливала и передавала шпионов трибуналу или судам, которые уже разбирались с этим делом. Или в НКВД передавала этих задержанных...
ВЗГЛЯД: В Госдуме уже обсуждается идея уголовного наказания за оправдание нацизма. Вы поддерживаете такие меры?
Ю. В.: Я думаю, просто-напросто власти получат обратный результат. Надо воспитывать молодежь в любви к своей стране, учить воспринимать историю страны просто как историю и не вешать ни на кого ярлыки.
Естественно, если человек выйдет на улицу в эсесовской форме и повесит над своим домом флаг со свастикой, это надо расценивать как хулиганство и неуважение к обществу. А если человек пытается разобраться в том, что было, и пытается высказывать в прессе свои сомнения, тогда с ним надо просто полемизировать. Конечно, если он начинает помещать в журнале цветной портрет Гитлера в обрамлении и восхвалять – это одно. И другое – если человек пытается разобраться и понять, что же такое был нацизм.