Пакет поправок внесла группа депутатов и сенаторов сразу из нескольких партий, в том числе первые вице-спикеры верхней и нижней палат единоросс Александр Торшин и Иван Мельников (КПРФ), председатель думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев («Единая Россия»), лидер партии «Родина» Алексей Журавлев и другие.
Если ничего не делать, то ничего и не будет делаться. Они должны профилактику проводить, работать с людьми, какие-то курсы проводить по адаптации мигрантов
Парламентарии хотят возложить дополнительные обязанности на региональные и муниципальные власти по защите равенства прав и свобод граждан независимо от их расы, национальности, языка, отношения к религии. Согласно законопроекту, местные политики обязаны способствовать гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов.
Кроме того, впервые на них возлагается обязанность заботиться и о мигрантах – способствовать их социальной и культурной адаптации и интеграции на территории региона.
Законопроект содержит и меры наказания за его невыполнение. Законопроект разрешает увольнять главу муниципального образования, если тот не обеспечил соблюдение прав и свобод в сфере межнациональных отношений. Правда, только в том случае, если это привело к грубым нарушениям этих прав, беспорядкам либо другим конфликтным и чрезвычайным ситуациям в сфере межнациональных (межэтнических) отношений.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 19 декабря президент Владимир Путин утвердил стратегию государственной национальной политики до 2025 года. На прошлой неделе на заседании своего Совета по межнациональным отношениям Путин призвал повысить ответственность властей субъектов и местного самоуправления за возникновение конфликтов между различными этническими группами.
Как отмечают наблюдатели, основание для увольнения всенародно избранного мэра слишком размыто, такого юридического термина пока не существует, а значит муниципальным депутатам будет сложно установить, есть ли повод для увольнения мэра, произошла ли, к примеру, массовая драка «на межнациональной почве» или имела место обычная «пьяная поножовщина».
Так, например, судебные разбирательства по событиям в Кондопоге в сентябре 2006 года длились больше трех лет, и в итоге участники событий были осуждены за обычные уголовные преступления (халатность, хулиганство, участие в массовых беспорядках, убийство), однако мотив межнациональной вражды юридически в их действиях доказан так и не был. Правда, как писала газета ВЗГЛЯД, в приговоре по другому нашумевшему делу – о массовых беспорядках на Манежной площади в декабре 2010 года – этот мотив уже был официально доказан.
Инициатор законопроекта Гаджимет Сафаралиев, депутат от Дагестана, заявил газете ВЗГЛЯД: «Речь идет не о межнациональных конфликтах, а о внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам ответственности органов госвласти субъекта и органов местного самоуправления и должностных лиц в сфере межнациональных отношений». По сути, пояснил глава комитета, закон сводится к увеличению ответственности.
«Если ничего не делать, то ничего и не будет делаться. Они должны профилактику проводить, работать с людьми, какие-то курсы проводить по адаптации мигрантов», – добавил Сафаралиев.
Парламентарий отметил, что губернаторы и мэры понесут ответственность и в случае, если попытаются скрывать происходящие у них межнациональные конфликты, например, попытаются заставить местных полицейских классифицировать межнациональные конфликты как бытовые. «Если те или иные должностные лица будут нарушать закон, скрывая то или иное явление, они будут отвечать по другому кодексу. Это же сокрытие преступления. Это уже другая статья, – напомнил он. – Кроме того, механизм снятия местных руководителей с работы уже предусмотрен законодательством. Президент страны может выразить недоверие руководителю региона, руководитель региона – муниципальному образованию».
Другой автор поправок, единоросс Ильдар Гильмутдинов (Татарстан), напомнил газете ВЗГЛЯД, что «для первого чтения готовится только концепция, идея».
«Если есть какие-то в понятийном плане вопросы, мы их во втором чтении устраним. Мы сделаем так, чтобы закон работал, – заверил он. – Одними усилиями общественных организаций ничего не добиться. Если чиновники не будут этим заниматься, понимать и нести ответственность, то ничего у нас не будет».
Гильмутдинов считает, что конфликты на межнациональной почве возникают от бездействия, некомпетентности или коррумпированности чиновников: кому-то дали какие-то привилегии, кого-то ущемили. «Чиновники должны быть компетентны, отвечать за свои действия», – уверен депутат.
«Практика покажет, что мы не учли, что будет плохо, что будет хорошо. Мы же закон принимаем не навечно. Если нужно будет, будем корректировать. Возможно, со временем необходимы будут еще какие-то подзаконные акты, какие-то решения субъектов РФ, местных органов власти. Так что посмотрим», – заключил Гильмутдинов.