В четверг Конституционный суд огласил свое заключение на принятый в прошлом году нашумевший закон о митингах.
Мы готовы прислушаться к решению Конституционного суда, и мы будем, естественно, пересматривать положения закона, если это необходимо
Конституционность поправок оспаривали сразу 102 оппозиционных депутата Госдумы и оппозиционер Эдуард Лимонов.
В целом – по закону
Большую часть нареканий КС счел необоснованной. В частности, он постановил, что норма, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, не ущемляет права граждан. Не нашел КС нарушений и в том, что закон запретил организовывать митинги людям, уже привлекавшимся к административной ответственности. Именно на эту норму жаловался Лимонов. «Норма не посягает на создание непреодолимых препятствий для участия лица в публичном мероприятии... он не лишен права участвовать в публичном мероприятии, может оказывать содействие в организации публичного мероприятия», – сказал председатель суда Валерий Зорькин, слова которого приводит РИА «Новости».
Тем не менее дело Лимонова, в августе прошлого года признанного виновным в нарушении новых правил порядка организации и проведения публичных мероприятий, КС постановил пересмотреть.
Не нашли в суде оснований и для признания неконституционной самой процедуры принятия закона, на чем настаивали представители КПРФ и «Справедливой России». Признав, что Госдума несколько отступила от некоторых требований собственного регламента, КС тем не менее решил, что это не смогло «исказить предназначение и результат законодательного процесса». Впрочем, суд рекомендовал нижней палате парламента внести изменения в регламент и определить порядок ускоренного рассмотрения законопроектов, передает ИТАР-ТАСС.
«Так как закон о митингах не был оспорен органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, то следует предположить, что его содержание в целом не расходится с представлениями субъектов Российской Федерации относительно вверенного им правового регулирования», – говорится в решении.
Чуть мягче
Тем не менее, с рядом положений закона КС не согласился. В частности, он признал неконституционной норму, согласно которой организатор публичного мероприятия должен нести ответственность за деятельность отдельных участников митингов и шествий.
«Если собрание перерастает в серьезные публичные беспорядки, то ответственность за возмещение причиняемого ущерба лежит на государстве, а не на организаторах собрания или распорядителях. Ни при каких условиях организаторов законного мирного собрания не следует привлекать к ответственности за то, что собрание причинило ущерб другим лицам. Уже при подаче уведомления организатор акции ставится перед выбором: либо принять на себя обязательства возместить любой вред, который может быть причинен участниками, либо воздержаться от осуществления гарантированного ему статьей 31 Конституции права, что не только несовместимо с общепризнанными демократическими стандартами свободы мирных собраний, но и не согласуется с общими принципами юридической ответственности», – говорится в 105-страничном заключении суда.
Чрезмерным сочли в КС и порог минимального штрафа. Напомним, по новому закону штрафы варьируются от 10 тыс. до 300 тыс. рублей для физических лиц и от 50 тыс. до 600 тыс. для юридических.
По мнению КС, установленные законом минимальные размеры штрафа не позволяют учесть все обстоятельства дела и обеспечить должную индивидуализацию ответственности. В связи с этим суд постановил, что законодатель должен снизить порог штрафа, а до этого времени суды вправе назначать штрафы ниже минимального размера.
При этом положения закона о максимальных размерах штрафов за нарушения установленного порядка на массовых мероприятиях признаны судом не противоречащими конституции.
КС также решил, что обязательные работы в качестве административного наказания за нарушение данного закона могут назначаться лишь за причинение вреда здоровью или ущерба имуществу.
Отдельное внимание в постановлении отводится так называемым гайд-паркам. По мнению судей, эта норма направлена на создание дополнительных условий для реализации права на свободу собраний. С другой стороны, в постановлении высказано опасение, что эта цель не будет достигнута, если в регионе недостаточное количество подобных мест, а их параметры приводят к неравенству условий реализации гражданами своего права. Закон не исключает этого – и тем самым противоречит Конституции. Согласно позиции суда, до внесения надлежащих изменений региональные власти должны исходить из необходимости наличия мест, специально отведенных для проведения публичных мероприятий, как минимум, в каждом городском округе и муниципальном районе.
Готовы прислушаться
Комментируя решение КС, один из соавторов закона, депутат Игорь Зотов заверил газету ВЗГЛЯД, что Госдума готова исправить в документе все названные недочеты.
«Если КС посчитает неправомерным, то будем снижать штрафы. Но я пока еще не видел решения суда», – сказал депутат.
При этом он не уточнил, до какого уровня могут быть снижены штрафы. «Мы готовы прислушаться к решению Конституционного суда, и мы будем, естественно, пересматривать положения закона, если это необходимо», – добавил он.
Сами заявители решением КС, впрочем, остались недовольны. Депутат от КПРФ Леонид Калашников считает, что тезисы о несоразмерности штрафов и ответственности за ущерб – «уже положительное решение». «Но суть иска была в том, чтобы его удовлетворили в полном объеме, любой заявитель на это рассчитывает, но на это рассчитывать не приходится. Поэтому не хотелось бы, чтобы сказали только, что 10 тысяч – это много, и все. Мы против несоразмерных штрафов не только организаторам, но и участникам, против административных нарушений. Все это весьма и весьма избыточно», – сказал Калашников газете ВЗГЛЯД.
Напомним, закон об усилении ответственности за нарушение правил при организации митингов, также регулирующий вопросы их проведения, вступил в силу 9 июня. Он в десятки раз увеличил штрафы за нарушения на митингах, ввел обязательные работы для нарушителей, запретил приходить на митинги в масках и в состоянии алкогольного опьянения, проносить оружие или предметы, используемые в качестве оружия.