Заседание президентского Совета по межнациональным отношениям в Уфе планировалось до Бирюлево и теракта в Волгограде, но оказалось более чем своевременным. Формально темой заседания был обозначен вопрос реализации принятой в декабре прошлого года Стратегии государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации, но президент сам предложил участникам высказываться в свободном режиме, без бумаг и докладов обсудить острые проблемы. К сожалению, мало кто воспользовались этой возможностью, хотя сам президент явно хотел открытого разговора. При этом главные проблемы президент обозначил сам. Основная из них – плохая работа самой власти.
Местная власть заинтересована в том, чтобы не горели рестораны, не убивали людей. Так что в их же интересах давать объективную оценку ситуации
«Зачем нужна власть, если она не хочет знать ситуацию такой, какая она есть на местах, не принимает никаких мер и не слышит людей?» – так Путин охарактеризовал ситуацию в Бирюлево, но по сути это относилось ко всей работе властей в межнациональном вопросе. Не случайно сегодня же президент подписал закон, устанавливающий ответственность региональных руководителей за межнациональные отношения, – теперь, в частности, глава муниципального образования и губернатор могут быть уволены за межнациональные конфликты. «Раздоры на почве межнациональных отношений, как правило, зарождаются именно на местах. Там, где их и надо заблаговременно блокировать. Руководители на местах, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, пользы от которой или никакой, или очень мало, особенно если не достучаться до соответствующих руководителей».
Власти должны будут заниматься не только своими повседневными прямыми обязанностями, но и мониторить межнациональную ситуацию с помощью экспертов – как сказал Путин, эту систему необходимо создать на единой методологической основе с целью оценки рисков, мер предупреждения возможных конфликтов.
О том, что такие мониторинги должны быть честными и объективными, говорил член совета Генрих Мартенс, сообщивший, что сейчас мониторингом ситуации занимаются множество ведомств, но часто непонятны критерии оценки. Звучали предложения создать центр мониторинга при президентской администрации или при самом совете. Сам Путин напомнил о созданном по его поручению научном центре, обеспечивающем мониторинг межнациональных отношений на юге России и в регионах Поволжья. Можно предположить, что такие же центры будут созданы и в остальных федеральных округах.
«Хорошо, что президент предложил создать единую жесткую систему мониторинга, ведь здесь все разбросано, все этим занимаются: и ФСБ, и ФСО, и Минрегион, и общественные организации, – говорит член Совета по межнациональным отношениям, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. – Будет создан федеральный мониторинг, скорее всего, при Совете по межнациональным отношениям. Я считаю, что надо создавать его на общественных началах, не нужно плодить чиновников. Нужно привлекать различных экспертов, в том числе и от разных политических сил, чтобы получалась объективная картинка.
Понятно, что не всякий губернатор будет готов писать на себя донос – сообщать об обострении межнациональной ситуации на его территории. Поэтому мониторинг должен быть не только экспертным, но и независимым от региональной власти – он должен готовиться на уровне федерального округа. Как это уже успешно делается в Приволжском округе. Мониторинг нужен не для того, чтобы власть реагировала на происходящие события, – она и так это делает, – а для профилактики, в чем в последние пару лет есть явное отставание».
Член совета, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, бывший министр национальной политики, не считает, что региональные или окружные власти будут заниматься приукрашиванием действительности:
«Местная власть заинтересована в спокойствии, в том, чтобы не горели рестораны или рынки, не убивали людей, чтобы был мир и порядок. Так что в их же интересах давать объективную оценку ситуации. Другое дело, что для этого многим чиновникам придется отказаться от некоторых побочных источников «дохода», от коррупции. Вот это серьезная проблема, и ее надо решать. Поэтому генпрокурор Чайка, выступая сегодня, и сказал, что коррупция лежит в основе многих межнациональных конфликтов».
Своих полпредов в округах Путин попросил помочь региональным и муниципальным властям и сказал, что на должности заместителей глав регионов, ответственных за межнациональные отношения, должны назначаться люди, «обладающие современными знаниями в этой сфере, способные наладить прямой диалог с людьми, общественными объединениями». О том, что необходимо обучать чиновников межнациональной проблематике, говорили и выступавшие на заседании члены совета. Понятно, что только компетентный чиновник сможет подготовить такой региональный план реализации Стратегии национальной политики, о котором Путин сказал, что он должен быть содержательным, отражать потребности, специфику каждой конкретной территории: «Пустое бумаготворчество, вообще-то, никому не нужно никогда, а в данном случае просто вредно».
Профессиональные кадры в регионах есть, считает Валерий Тишков:
«После расформирования Министерства по делам национальной политики в регионы была передана часть его функций, в частности там остались и департаменты по межнациональным отношениям. В некоторых субъектах они ведут достаточно активную работу, готовят свои стратегии».
Тишков считает правильным то, что в работе с межнациональными отношениями будет больше задействован местный уровень: «Из Москвы все не решить. Особенно когда происходят такие спонтанные события, как Кондопога или Сагра. Местная власть должна уметь предотвращать подобные события, а уж если случились такие конфликты, то решать их».
Но не только чиновники должны нести персональную ответственность за провалы в межнациональных отношениях, считает Александр Торшин:
«И в стратегии, и в законе, который сегодня был подписан и касается ответственности регионов за межнациональные отношения, – везде говорится об исполнительной власти. А законодательная власть у нас вообще существует? Ведь общее количество депутатов Федерального собрания и региональных заксобраний – около пяти тысяч человек. И все они работают с избирателями, большинство из них мечтают переизбраться. При этом персональной ответственности они не несут, а некоторые, наоборот, на националистических тенденциях еще и строят политическую карьеру, то есть идут против государственной линии на укрепление национального единства».
Фактически власть признает, что ей не хватает объективной оценки ситуации на местах. И понимает, что чиновники часто не понимают проблемы или не хотят их решать. «Мы имеем дело с неумением, а подчас и нежеланием навести порядок», – сказал Путин.
Если чиновники часто не могут или не хотят замечать миграционные и межнациональные проблемы, то граждане уже не могут не замечать мигрантов – Владимир Путин констатировал, что «тенденция последних лет – возрастающая напряженность в отношениях между местным населением и мигрантами, причем как внешними, так и внутренними». Согласившись с тем, что стоит подумать о составлении «трудовых карт», определяющих потребности регионов в дополнительной рабочей силе, президент заявил, что нужно все же «главное внимание уделять социальной адаптации мигрантов, создавать для этого необходимые условия». При этом Путин признал, что позитивных изменений в работе по адаптации и интеграции мигрантов, которой занимаются ФМС и Минрегион, пока немного.
Многие члены совета в ходе обсуждения говорили о необходимости не только усилить борьбу с нелегальной миграцией, но и ужесточить меры, применяемые к работодателям, использующим труд нелегалов. Судя по высказываниям главы ФМС Ромодановского, выступавшего на вчерашнем заседании, будет существенно усилена – вплоть до уголовной – ответственность предпринимателей, привлекающих нелегалов. А президент Путин назвал ситуацию с использованием дешёвого труда мигрантов «отрыжкой дикого капитализма», сравнив ее с использованием в свое время залоговых аукционов.
«Нужно провести мониторинг трудового рынка, ужесточить наказание тех, кто нанимает нелегалов, – говорит член Совета по межнациональным отношениям, депутат Госдумы Виктор Водолацкий. – Именно руководителей, а не тех, кто работает. Сделать так, чтобы нельзя было отработать 90 дней, выехать с территории России на пять минут и опять на 90 дней въезжать, – установить хотя полгода перерыва. Трудовой мигрант должен при въезде в Россию обладать полным социальным пакетом, в том числе и страховкой, всеми медицинскими справками. В этом направлении будут приниматься жесткие, системные меры по наведению порядка. В том числе и изменения в федеральное законодательство, в Уголовный и Административный кодексы, и Госдума сейчас начнет активно работать над этим».
Начиная с уровня муниципалитета нужно смотреть на ситуацию с нелегалами – кто где работает, кто их завез, как они работают и в каких условиях живут, говорит Водолацкий, указывая, что нарушившие закон руководители будут отвечать в том числе и за вывоз нелегалов за пределы территории России. В дальнейшем приток трудовых мигрантов должен быть поставлен под контроль и регламентирован:
«Мой коллега, депутат Журавлев говорил сегодня о создании центров адаптации, о том, чтобы любой человек, приезжающий на нашу территорию, знал наши обычаи и культуру, законодательство, в том числе и связанное с защитой его прав. Такие центры необходимо создавать прежде всего в больших агломерациях, таких как Москва и Санкт-Петербург».
Конечно, то напряжение, которое есть в обществе, не исправить в одночасье, соглашается Водолацкий, но власть должна работать над его смягчением, чтобы общество видело конкретные дела, направленные на это: «Все просто – префект, глава муниципалитета, полиция, ФМС должны просто исполнять законы, а не заниматься поборами. Борьба с коррупцией должна вестись и в этом направлении. А когда законы выполняются, люди это видят».
Понятно, что для того, чтобы заставить чиновников выполнять закон, нужно побороть коррупцию, для того, чтобы начать решать проблему с мигрантами, тоже нужно побороть коррупцию, как и для того, чтобы не накалялись межнациональные отношения, также необходимо бороться с коррупцией. Вопрос только в том, не взорвется ли межнациональная бомба раньше, чем мы сумеем добиться коренного перелома в рассчитанной на долгие годы войне с казнокрадством?