В четверг уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов призвал создать в США российскую НПО для наблюдения за усыновленными американцами российскими детьми. Он вновь напомнил, что такие дети остаются российскими гражданами. Ранее с такой идеей выступили российские дипломаты в Вашингтоне.
Любая активность – это хорошо, но даже наше посольство не способно добиться должного уровня сотрудничества у американских партнеров в этом вопросе
«Эта идея обсуждалась давно, потому что мы видели – соглашение между нашими странами не работает и не позволяет нам контролировать жизнь наших детей. Мы уже давно получаем информацию о судьбе наших детей от американских правозащитных организаций», – сказал Астахов. По его словам, в США есть мощные правозащитные организации, которые следят за благополучием российских детей.
«Я поддерживаю идею такой организации, я считаю, что наши контакты должны расширяться, несмотря на то, что мы совершенно правомерно вышли из соглашения. Это серьезное и осознанное решение, но это не значит, что мы не должны сотрудничать, в том числе в сфере защиты прав детей», – отметил он.
О планах России открыть НПО в США первой утром в четверг сообщила газета «Коммерсант». В посольстве России в Вашингтоне изданию пояснили, что намерены усилить контроль за судьбой сирот через такую организацию. По словам пресс-секретаря посольства Евгения Хоришко, идею поддержали и в Москве, и в Вашингтоне, а соответствующие письма были направлены в администрацию президента и правительства России. Окончательному воплощению дипломатической инициативы в жизнь, по словам Хоришко, мешают «чисто технические сложности».
Уполномоченный МИД по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов отмечал ранее, что «случаи издевательств над малолетними приемными россиянами в американских семьях в последнее время приобрели регулярный характер». «При этом особое возмущение вызывает откровенно пассивная позиция, которую занимают профильные американские ведомства по отношению к этим проблемам. Не можем мириться с вопиющими случаями беззакония, когда убийц российских детей в США отпускали прямо в зале суда или они отделывались условными сроками», – указывал дипломат.
Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что ему ничего неизвестно о такой идее дипломатов. Он напомнил, что контролировать усыновленных в США российских детей пока не способно даже посольство России, и непонятно, как это может делать НПО. «Любая активность – это хорошо, но даже наше посольство не способно добиться должного уровня сотрудничества у американских партнеров в этом вопросе, и, конечно, встает вопрос, как это будет делать общественная организация», – сказал Песков РИА «Новости».
По статистике Следственного комитета, за последние 17 лет в американских семьях погибли 19 приемных детей из России. Всего в усыновлении в России нуждаются 128 тысяч детей-сирот, потенциальных усыновителей при этом насчитывается 18 тысяч.
Последним возмутительным случаем стало изнасилование приемным отцом-американцем Шедом ЛаВерном Трейлором усыновленного из России Максима Бабаева. Мальчика усыновили в 2009 году. Накануне глава Следственного комитета (СКР) Александр Бастрыкин назвал «мягким и неадекватным» приговор американским усыновителям за изнасилование Бабаева. В СКР было возбуждено в отношении Трейлора уголовное дело по факту совершения насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ).
По версии следствия, изнасилование Бабаева происходило с 2009-го по 2011 год. Об изнасиловании стало известно в 2012 году. В итоге Трейлоры предстали перед американским судом «за совершение физического насилия», однако они отделались на удивление мягким приговором. Сам Трейлор получил условный пятилетний срок, а его супруга – год лишения свободы, тоже условно.
Напомним, что в конце декабря президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известный как «закон Димы Яковлева». Он был назван так в память о двухлетнем российском мальчике, погибшем в приемной американской семье. Одновременно с законом Путин подписал и указ, упрощающий процедуры усыновления сирот для российских семей, при этом в 2014 году прекратит действовать российско-американское соглашение об усыновлении.
«Выглядит комично»
Недоумение пресс-секретаря президента разделили и российские эксперты. Руководитель проекта «К новой семье» Алексей Рудов (его организация содействует развитию семейных форм воспитания детей-сирот, сотрудничает и с коллегами из США) заявил газете ВЗГЛЯД, что «сама идея вести поиски и наблюдение через некоммерческую структуру с непонятным юридическим статусом выглядит комично».
«Как это согласуется с тем, что эти вопросы решаются с учетом законодательства каждого штата? Тот же Кремль перед принятием закона сообщал, что межправительственный договор не исполнялся и по этой причине вводятся санкции. Так с какой стати негосударственную структуру будут допускать к конфиденциальной информации о детях? Непонятно, зачем тогда консульства, которым и так вменено это в обязанности», – риторически спросил эксперт.
Рудов полагает, что чиновники, предлагая такую идею, лишь имитируют бурную деятельность. «Честное слово, лучше бы занялись наведением порядка в работе органов опеки внутри страны, которые часто понятия не имеют, как организовать контроль, что они имеют право делать и что не имеют. Ну хотя бы просто доходили до этих семей, а не просили бы по телефону «что-нибудь принесите для отчета, пожалуйста». С себя нужно начинать», – призвал эксперт.