Иран сделал «огромный шаг» в реализации своего космического проекта и приблизился к запуску в космос человека, намеченному на 2020 год. Об этом в понедельник заявил глава минобороны Ахмад Вахиди. Так он прокомментировал успешный полет в космос обезьяны. Впрочем, министр не уточнил ни район запуска, ни место приземления аппарата.
Это стратегически верный путь. Чем больше мы будем вместе сотрудничать – тем меньше останется опасений у тех, у кого они есть. У меня-то опасений нет
Так называемую «капсулу жизни» вывела на орбиту ракета-носитель «Кавошгар-5». Предыдущий запуск капсулы Иран провел в начале февраля 2010 года, когда Тегеран на ракете-носителе собственного производства «Кавошгар-3» отправил для научных исследований в космос мышей, черепах и червей. Запуск обезьяны в космос был запланирован на октябрь 2011 года, но его отложили.
«Иран в понедельник успешно запустил в космос аппарат «Пионер» с обезьяной на борту на высоту 120 километров. Аппарат вернулся на Землю без повреждений с живым пассажиром на борту», – цитирует ИТАР-ТАСС иранское космическое ведомство.
О запуске капсулы с обезьяной Тегеран предупредил еще в середине января, приурочив старт к отмечаемому 11 февраля национальному празднику – Дню Исламской революции 1979 года.
В феврале прошлого года Иран удачно запустил в космос спутник собственного производства «Навид-е эльм о санат» («Предвестник науки и промышленности») на орбиту с высотой от 250 до 370 км. Это был третий по счету иранский спутник. Первые два: «Омид» («Надежда») и «Расад» («Наблюдение») – были запущены соответственно в феврале 2009 года и в июне 2011 года. Кроме того, уже созданы и ожидают запуска еще два иранских космических аппарата: «Толу» («Восход») и «Месбах» («Факел»)
Два года назад президент Махмуд Ахмадинежад поставил перед иранскими учеными цель отправить до конца десятилетия человека в космос.
В Иране заканчивается строительство нового космодрома, который будет назван в честь основателя исламской республики аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни. Работы, как сообщалось прошлым летом, выполнены на 80%. С него планируется запускать иранские спутники, а также на коммерческих условиях аппараты исламских государств. Первым будет выведен на орбиту спутник «Толу». Пока запуски ракет производятся с космодрома в провинции Семнан.
Иран выказал мирный характер
Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин в интервью газете ВЗГЛЯД тепло поздравил иранских коллег с успехом в освоении космоса. Он подчеркнул, что запуск примата в космос подтверждает, что Иран развивает именно космическую программу.
Как отметил Ионин, теперь для мирового сообщества наступило самое подходящее время, чтобы пригласить Иран участвовать в совместных космических программах – например, на МКС.
«Это стратегически верный путь. Чем больше мы будем вместе сотрудничать – тем меньше останется опасений у тех, у кого они есть, – пояснил эксперт. – У меня-то опасений нет».
По его словам, чем больше страна занимается космическими технологиями, тем меньше у нее остается ресурсов для разработки технологий ракетных. И для «стран-изгоев» вроде Северной Кореи или Ирана развивать одновременно две отрасли непосильно.
Ученый рассказал, что пути развития космической и ракетной технологий разошлись еще 40 лет назад. Сходство же между ракетами в данном случае лишь внешнее. Основная особенность современной МБР – это очень быстрая и скрытая подготовка к запуску. Так, от нажатия кнопки «пуск» до начала выхода ракеты из шахты проходит не более минуты, причем запуск осуществляется скрытно во избежание перехвата. Для космических же ракет главное – надежность.
Поэтому подготовка ракеты на старте занимает от нескольких суток до полутора лет. В условиях же современного развития вооруженных сил других стран подготовку такой ракеты на старте невозможно скрыть, воспрепятствовать же запуску можно в течение 1–2 минут.
И хотя ракету «Кавошгар-5» теоретически можно использовать для доставки ядерного заряда, но по такой логике «и палкой можно убить», заметил эксперт. По его словам, как эффективное средство доставки в наши дни она не годится.
Что же касается запуска человека, то, по словам Ионина, он существенно отличается от запуска животного: «По массе систем жизнеобеспечения, рискам – это совсем другая задача».
Эта задача потребует принципиально новых носителей, комплекса систем, мобилизации смежных отраслей промышленности: материаловедения, химпрома, производства двигателей и систем управления. Однако хотя задача отправить человека в космос до конца десятилетия чрезвычайно сложна, но, безусловно, решаема, заключил Ионин.