Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт в пятницу на своей странице в Твиттере сообщил, что белорусские власти выслали из Минска шведского посла Стефана Эрикссона. «Режим Лукашенко выслал посла Швеции из-за его поддержки прав человека. Возмутительно», – написал Бильдт. По его мнению, демарш Минска грубо нарушает дипломатический протокол.
Действия руководства Белоруссии, напротив, во многом не поддаются логике, которая лежит в основе дипломатии
В посольстве Швеции подтвердили факт высылки Эрикссона, сообщает «Интерфакс». Уже в пятницу он покинул Белоруссию. Об этом сообщил РИА «Новости» оставшийся вместо посла временный поверенный в делах королевства Йон Бранте.
Бильдт немедленно объявил об ответных «зеркальных мерах». По словам главы МИД Швеции, «Стокгольм не приветствует приезд вступающего в должность посла Белоруссии и попросил двух находящихся в Швеции белорусских дипломатов покинуть страну».
Бывший депутат парламента Белоруссии, политолог Ольга Абрамова в разговоре с газетой ВЗГЛЯД не исключила, что решение о высылке связано со скандалом вокруг «плюшевого десанта».
Напомним, что 4 июля легкомоторный гражданский самолет, пилотируемый двумя шведскими подданными, пересек со стороны Литвы границу Белоруссии и долетел до ее столицы, разбросав над Минском и Ивенцом (Минская область) 876 игрушек – плюшевых мишек – на парашютах с призывами к свободе слова в стране.
Самолет без разрешения вторгся в воздушное пространство Белоруссии. При этом полет, продлившийся около полутора часов, завершился без происшествий. После этого президент Александр Лукашенко сместил со своих постов главу погранкомитета, а также главкома ВВС и ПВО страны. Кроме того, администратор белорусского сайта, на котором впервые были размещены фотографии приземлившихся игрушек, взят под стражу. Его обвиняют в пособничестве незаконному переходу границы.
Абрамова отметила, что решение о высылке «в большей мере связано не с «плюшевым десантом», а с тем, что Эрикссон в глазах белорусских властей прослыл неофициальным координатором действий оппозиции.
Как считает Абрамова, «в свете всего происходящего в Белоруссии и характера Минска с западноевропейскими странами действия Лукашенко «достаточно логичны».
«Посол Эрикссон – давний раздражитель для белорусских властей, начиная с того, что он говорит на белорусском языке, и заканчивая тем, что он очень интенсивно много лет контактирует с руководством белорусской оппозиции», – пояснила она.
В свою очередь руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса, экс-кандидат в президенты Белоруссии Ярослав Романчук заявил газете ВЗГЛЯД, что действия Минска, напротив, во многом не поддаются логике действий обычной дипломатии.
«Здесь, естественно, реакция эмоциональная. Это реакция на личность посла, который, на мой взгляд, говорил по-белорусски лучше большинства белорусских членов правительства, и на активную позицию Швеции», – пояснил Романчук. Он напомним, что шведский МИД во главе с Бильдтом, безусловно, считался одним из организаторов попыток интеграции Белоруссии в европейское пространство, включая, например, план подключения Белоруссии к программе «Восточное партнерство».
По словам Романчука, «плюшевый десант» также сыграл свою роль. «Конечно же, последней каплей стало как раз то, что плюшевые мишки прилетели именно из Швеции, хотя уверен, что ни шведская дипломатия, ни конкретно посол Эрикссон к данной акции никакого отношения не имели», – заключил он.
Между тем организатор акции «плюшевого десанта», гражданский активист Пер Кромвелл заявил в пятницу, что посол ничего не знал об акции.
«Никаких контактов с Эрикссоном у нас не было. Как мы уже неоднократно подчеркивали, мы не контактировали ни с кем на территории Белоруссии», – цитирует Кромвелла белорусское агентство Белапан.
Белоруссия не высылала посла Швеции, а лишь не продлила срок его аккредитации, уточнил пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных. «Белорусская сторона не выдворяла шведского посла. Принято решение о непродлении его аккредитации», – цитирует Савиных сайт МИД Белоруссии.
«Г-н Стефан Эрикссон работал в Минске около семи лет. Это долгий срок. За это время вся его деятельность была направлена не на укрепление белорусско-шведских отношений, а на их разрушение, – отметил дипломат. – Принятое решение находится исключительно в плоскости двусторонних отношений».
«Мы готовы прилагать усилия для сохранения конструктивности в наших отношениях. Вместе с тем, если шведская сторона будет стремиться к обострению ситуации, мы будем вынуждены отреагировать адекватно», – говорится в заявлении.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, на прошлой неделе президент Белоруссии Александр Лукашенко на совещании по проблемам вооруженных сил подтвердил факт незаконного вторжения 4 июля в воздушное пространство страны. Он заявил, что не пресекшие данную акцию должностные лица должны понести наказание.
«Как объяснить провокацию с легкомоторным самолетом, который не только пересек границу, но и безнаказанно вторгся на территорию Республики Беларусь? Ведь это в первую очередь безопасность наших граждан», – возмущался Лукашенко.