Президент США Барак Обама озвучил повод для военного вторжения в Сирию. По его словам, Вашингтон пойдет на войну, в случае если режим Башара Асада решится на применение химического оружия.
С учетом этого мы будем работать, если потребуется, вне рамок Объединенных Наций
«Пограничной линией для нас станет передислокация химического оружия или его использование. Если нами будет обнаружен факт использования ОМП против мирных граждан Сирии или перемещение ОМП войсками Асада, это внесет изменения в нашу политику относительно Сирии», – приводит его слова РИА «Новости».
Напомним, в июле Дамаск объявил, что может применить химическое оружие, однако лишь в случае иностранного вторжения в страну. Как подчеркнул тогда официальный представитель министерства иностранных дел Джихад Макдиси, это произойдет «только в случае агрессии извне». Напомним, Сирия не подписывала конвенцию о запрещении химического оружия, заявление Макдиси стало первым официальным подтверждением того, что страна действительно им обладает.
Впрочем, эксперты назвали эти угрозы очевидным блефом. «Если говорить о возможном наличии в Сирии химического оружия, то его мог поставить в свое время только Советский Союз. Но я в этом очень сомневаюсь, поскольку это был большой риск. Теоретически они могли бы его достать и в обход СССР, но опять же, у меня ощущение, что все это блеф», – отмечал член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
«Факт наличия химического оружия в арсеналах сирийской армии является пока недоказанным. В основном это характер оценочный, который приводят западные военные и политические эксперты», – соглашался с ним председатель Общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Весной этого года СМИ, однако, приводили выдержки из доклада канадского Центра нераспространения оружия массового поражения имени Джеймса Мартина в Монте. В нем говорится о том, что Сирия обладает самым большим в мире запасом иприта, нервнопаралитического газа зарин и, возможно, газа VX (фосфорорганическое боевое отравляющее вещество нервнопаралитического действия). Эксперты полагают, что Сирия запустила программу создания химоружия в 1970-х годах, чтобы уравновесить соседей: обладающий ядерным оружием Израиль и члена НАТО Турцию.
По информации центра, сотни тонн химических боеприпасов, снарядов с химическими боеголовками, химических бомб хранятся на 50 военных базах по всей территории страны. В докладе утверждается, что Сирия производит химическое оружие по крайней мере на четырех заводах близ города Алеппо, в Хомсе, Хаме и Латакии.
Эксперты в этой связи напоминали, что в свое время подозрения о наличии химического оружия стали поводом для вторжения США в Ирак. «Страна была гораздо более мощная, чем Сирия. Но перерыли весь Ирак после оккупации. И фактически ничего не нашли. Поэтому, может быть, утверждение о наличии у Сирии химического оружия – это деза. Возможно, у Дамаска есть какое-то количество. Но сомневаюсь – Израиль тщательно следит за тем, что делается в Сирии», – отмечал Коротченко.
При этом США дали понять, что в случае принятия решения о нападении на Сирию одобрения Совбеза ООН им будет не нужно.
«В данный момент мы достаточно скептически относимся к перспективам достижения большего успеха в Совете Безопасности, так как ранее его усилия были блокированы некоторыми постоянными членами. С учетом этого мы будем работать в соответствии с прежней повесткой дня, чтобы добиться прекращения кровопролития в Сирии и осуществить там настоящие политические изменения вместе с теми странами, которые хотят в этом участвовать, если потребуется, вне рамок Объединенных Наций», – заявила накануне официальный представитель Госдепартамента Виктория Нуланд.
Дипломат также прокомментировала слова заместителя министра иностранных дел России Геннадия Гатилова о «массированных поставках сирийской оппозиции оружия западного производства через третьи страны».
«Наша позиция по этому вопросу не изменилась, мы оказываем сирийской оппозиции невоенную помощь. Другие страны приняли другие решения на этот счет, но пусть они сами говорят за себя», – передает ее слова ИТАР-ТАСС.
При этом Запад крайне ревностно относится к оказанию помощи режиму Асада. В частности, как сообщает The Wall Street Journal, ЕС заподозрил табачную компанию Japan Tobacco в сотрудничестве с фирмой, принадлежащей двоюродному брату сирийского лидера.