О том, что Россия заключила с Украиной межправительственный договор по долгосрочной аренде, в понедельник сообщил в Киеве прибывший сюда с визитом министр обороны России Анатолий Сердюков. Как пояснили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе минобороны Украины, отныне плата за использование полигона НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный) будет взиматься не бартером, а деньгами.
Если Киев помогает России в тренировке пилотов морской авиации, то Москва могла бы пойти навстречу и начать модернизацию системы С-300 и ЗРК «Бук» для украинской армии
«Реализация протокола даст возможность перейти на расчеты за использование полигона в твердой денежной сумме, увеличить перечень авиационной техники, которая будет привлекаться для проведения испытаний на полигоне, а также использовать полигон в интересах не только Российской Федерации, но и других государств», – пояснили в пресс-службе. Как полагают наблюдатели, под другими государствами в Киеве понимают далекий Китай.
НИТКА, как напомнили в пресс-службе, представляет собой специальный наземный учебно-тренировочный комплекс, который имитирует палубу авианосца, его предназначение – отработка техники взлета и посадки самолета на авианосец.
Полигон этот не представляет значительного интереса для обороноспособности Украины, поскольку украинская армия не имеет ни авианосцев, ни, соответственно, палубной авиации. В то же время НИТКА нужна российским ВВС. Она является уникальным инженерно-техническим комплексом, над созданием которого в конце 1970-х – начале 1980-х работали коллективы десятков НИИ СССР.
Летное поле тренажера в точности имитирует палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Специальные механизмы позволяют воссоздавать условия штормового моря. Кроме того, комплекс оборудован специальным бросковым устройством и трамплином.
По соглашению от 1997 года российские летчики Северного флота получили возможность тренироваться в Крыму в течение полутора–двух летних месяцев.
В Минобороны уточнили, что ранее Москва за использование полигона расплачивалась запасными частями к самолетам типа «Су» на эквивалентную сумму, а также ремонтными работами на комплексе. Аренда достигала 0,5–1 млн долларов. В 2003 году Киев впервые предложил повысить аренду и перейти на денежную форму. Затем при президенте Викторе Ющенко российские тренировки вообще прекратились. В 2008 году украинская сторона не пустила на аэродром российских летчиков по политическим причинам – в знак протеста против участия России в конфликте вокруг Южной Осетии. В 2009 году Киев также отказал, но сослался на технические причины.
С приходом к власти Виктора Януковича российские летчики вернулись на полигон. Но переговоры об условиях аренды не прекратились.
Год назад стороны, казалось, договорились. Анатолий Сердюков после состоявшихся в Сочи переговоров с прежним своим украинским коллегой Михаилом Ежелем пообещал, что новые соглашения будут заключены в ближайшее время. По информации из украинского оборонного ведомства стало известно, что Россия согласилась удвоить аренду – до 2 млн долларов в год.
Кроме того, по данным источников в минобороны Украины, Москва пообещала вложить сотни тысяч долларов в полную модернизацию комплекса. Правда, при этом возникла другая проблема: российская сторона категорически отвергла предложение Киева допустить на полигон специалистов третьих стран. Речь шла о Китае, для которого, как выяснилось, НИТКА в последние годы представляла огромный интерес.
«Китай сейчас строит два полигона, очень напоминающих украинский тренажер. Россия уже в 2013 году планирует построить под Ейском собственный», – пояснил газете ВЗГЛЯД эксперт украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец. И неудивительно – бывший советский авианесущий крейсер «Варяг», проданный за копейки Китаю Украиной, после модернизации превращен в настоящий авианосец, идентичный российскому «Кузнецову».
Аналитик допускает, что Москва согласилась на все украинские условия потому, что возникла острая необходимость начинать тренировки индийских летчиков. «В 2004 году Индия купила 16 российских истребителей МиГ-29К, в 2010 году – еще 29 самолетов. Первые поставки уже осуществлены, а собственного тренажера для подготовки пилотов еще нет», – пояснил он. Базироваться авиакрыло должно на купленном у России же Индией авианосце «Викрамадитья», в настоящее время проходящем испытания в Баренцевом море.
#{ussr}«Аренда полигона НИТКА российской стороной выгодна Украине», – констатировал в интервью газете ВЗГЛЯД директор украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак, добавив, что если бы россияне не продлили его аренду, то Украине попросту пришлось бы его демонтировать.
«Другое дело, мы предлагали, чтобы этот вопрос решался в определенном пакете. Есть вопросы, которые весьма важны для украинской обороноспособности, но Россия нам помощи в них не оказывает. В частности, речь идет о модернизации средств ПВО украинской армии. И если Киев помогает России в тренировке пилотов морской авиации, то Москва могла бы пойти навстречу и начать модернизацию системы С-300 и ЗРК «Бук» для украинской армии. Вот приблизительно такой подход уравновешивал бы всю эту ситуацию. Потому что на сегодня Россия решает задачи своей обороноспособности, а Украина не выдвигает таких задач», – посетовал директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения.
Прорыв в авиастроении
Бадрак заявил, что нынешние переговоры глав двух ведомств в Киеве можно назвать переломными. Кроме договоренностей по полигону НИТКА, эксперт особо отметил несомненный успех в переговорах по самолетостроению. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, страны наконец договорились о сотрудничестве по созданию Ан-70.
«Российская Федерация в 2006 году вышла из проекта Ан-70. На сегодня военное ведомство России из нашего оппонента превратилось в союзника. Подписаны недавно документы на серийное производство Ан-70 в Казани, и это свидетельствует о том, что взаимодействие находится на конструктивном уровне. Я не исключаю, что РФ пойдет на покупку самолета «Мрия», что будет ускорен вопрос серийного производства модернизированного самолета «Руслан», и также не исключаю, что Россия расширит свой заказ по самолету Ан-140. Все эти вопросы находятся в состоянии переговоров, но высказанный интерес говорит о том, что военное ведомство РФ смотрит на взаимодействие с украинским самолетостроительным комплексом конструктивно», – считает эксперт.
Бадрак напомнил, что прорыв на переговорах Киева и Москвы произошел весной:
«Были сняты все былые претензии. В частности, к самолету Ан-70. Это произошло потому, что в России пришли на этот участок более трезвые люди. Ну и изменилась политическая ситуация в Украине. Ведь главное требование российской стороны было о том, что Украина не должна двигаться в НАТО. Ну и третьим фактором явилось то, что европейский аналог Ан-70 – А400М – движется, как выяснилось, не такими хорошими темпами, как предполагалось. И Ан-70 показывает лучшие технические характеристики, чем А400М, и, соответственно, может быть популярным при продаже третьим странам. Все эти факторы в целом повлияли на то, что произошло глобальное изменение точки зрения России по данному вопросу».