Как стало известно в понедельник, четверо сотрудников Международного уголовного суда (МУС), в том числе россиянин Александр Ходаков, были освобождены властями Ливии. Начиная с 7 июня ливийцы удерживали их в городе Зинтан. Президент МУС Сан-Хюн Сун выразил ливийским властям благодарность за то, что они пошли навстречу международному сообществу, сообщает Reuters. На каких условиях отпущены сотрудники МУС и сняты ли с них обвинения, Сун не сообщил.
Не пора ли друзьям Ливии – тем самым друзьям, которые так часто встречались в период кровавого конфликта между ПНС и режимом Каддафи, – и теперь проявить истинно дружеское отношение к ливийскому народу?
Напомним, что в начале прошлой недели Триполи пожаловался Совбезу ООН на сотрудницу Международного уголовного суда Мелинду Тейлор, обвинив ее в попытке передать шпионские видеокамеры сыну Муаммара Каддафи Сейфу аль-Исламу. Эксперты газеты ВЗГЛЯД отметили тогда, что скандал понадобился новым властям, чтобы показать свою независимость, хотя на самом деле они по-прежнему остро нуждаются в опеке Запада.
Ливийские власти предъявили обвинения одному из адвокатов Международного уголовного суда (МУС) – австралийскому юристу Мелинде Тейлор, сообщила накануне британская The Guardian, получившая доступ к письму ливийского правительства Совбезу ООН. Ливийцы обвиняли 36-летнюю адвокатессу в попытке передать шпионские видеокамеры и закодированное письмо сыну убитого ливийского лидера Муаммара Каддафи Сейфу аль-Исламу.
В письме сообщается, что Тейлор была поймана с поличным во время встречи с аль-Исламом, который находится в местной тюрьме. По версии ливийской стороны, она якобы пыталась передать ему послание от Мохаммада Исмаила – главного советника Сейфа аль-Ислама и соратника экс-главы ливийской разведки Абдуллы аль-Сенусси, которого усиленно ищут новые власти. Также Тейлор, как утверждают в Триполи, передала арестованному другие документы, которые «ставят под угрозу национальную безопасность Ливии».
Кроме того, местные власти утверждали, что юрист МУС хотела отдать сыну Каддафи две видеокамеры. В ходе осмотра ее вещей была обнаружена авторучка с видеокамерой и часы с вмонтированным в них записывающим устройством. Таким образом, по мнению ливийской стороны, Тейлор нарушила правила судопроизводства Ливии, а также моральные и профессиональные принципы МУС.
Александр Ходаков (Фото: news.flexcom.ru) |
Зампред научного совета Московского центра Карнеги, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко считает, что Триполи по-прежнему остро нуждается в поддержке Запада, а раздувают скандал из дела Тейлор для «внутренней аудитории».
«Им же надо показать, какие они великие, что Запад им не указ, – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД. – Хотя режим в стране сменился, но народ остался тот же. А в Ливии всегда был очень силен национализм, причем такой местечковый, мелкий... Если хотите, это продолжение традиции, которая была при Каддафи, и плюс желание изолировать семью Каддафи».
По мнению Малашенко, в Триполи вообще не хотят, чтобы арестованные представители бывшего руководства Джамахирии поддерживали хоть какие-то неофициальные контакты с зарубежьем. «Это совершенно не нужные свидетели», – пояснил он.
О задержании Тейлор стало известно 9 июня. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, четыре сотрудника МУС входили в состав делегации, которая прибыла в ливийский город Зинтан для встречи с Сейфом аль-Исламом. Вместе с ней решили остаться, пока не решится судьба их коллеги, еще три сотрудника МУС: переводчица-ливанка, российский дипломат и испанский юрист. Как сообщал МИД России, среди фактически задержанных «находится гражданин России А. Г. Ходаков, являющийся советником по внешним связям секретариата МУС».
«А. Г. Ходаков – в прошлом кадровый российский дипломат, возглавлял правовой департамент МИД России, являлся послом РФ в Нидерландах», – рассказали в МИДе. 10 июня МУС потребовал от властей Ливии освободить четырех сотрудников организации. Власти Ливии пообещали в ответ провести расследование. Международный уголовный суд добивается выдачи Сейфа аль-Ислама Каддафи, обвиняя его в преступлениях против человечности. В Триполи же хотят Каддафи-младшего судить на родине.
Куда делись «друзья Ливии»?
Между тем в Москве в тот же день выразили озабоченность общим ходом событий внутри Ливии, где постепенно усиливаются междоусобицы. ООН, Африканский союз (АС) и Лига арабских государств (ЛАГ) должны помочь Ливии в достижении национального согласия, призвал спецпредставитель президента по Африке сенатор Михаил Маргелов, комментируя недавние межплеменные столкновения в Ливии.
«Новые ливийские власти сталкиваются с теми же проблемами, которые имели место при Муаммаре Каддафи, – констатировал Маргелов. – Это кровавые «разборки» на юго-востоке страны между ополченцами племен: негроидного тубу и арабского зувайя».
По мнению спецпредставителя российского лидера, которого цитирует ИТАР-ТАСС, «у нынешнего ливийского руководства мало ресурсов для поддержания межплеменного мира в стране». «Революция, по сути, ликвидировала институты власти и органы правопорядка, – пояснил он. – Вдобавок к тому, что после гражданской войны Ливия буквально начинена оружием».
В этой связи Маргелов задался вопросом: «Не пора ли друзьям Ливии – тем самым друзьям, которые так часто встречались в период кровавого конфликта между ПНС и режимом Каддафи, – и теперь проявить истинно дружеское отношение к ливийскому народу и Ливии как стране вне зависимости от системы ее государственного устройства в тот или иной период ее истории и предложить свою помощь, включая посредническую, для достижения национального согласия в Ливии?» «Свою роль здесь могут и должны сыграть Афросоюз ЛАГ и, конечно же, ООН», – подчеркнул сенатор.
Он обратил внимание, что «межплеменная рознь типична для Африки, где проживают до 500 этносов, территории расселения которых либо не соответствуют, либо вовсе не имеют политических границ». «Причем при любых столкновениях на континенте основные жертвы несет гражданское население, – констатировал Маргелов. – Умиротворение там не означает прочного мира, речь может идти о хрупком перемирии».
Одной из ключевых причин множества больших и малых межплеменных конфликтов сенатор считает «присущий культуре африканских народов трайбализм – гипертрофированную культовую и общественно-политическую обособленность в границах племен». «Поэтому требуются значительные усилия, чтобы эта обособленность с резким делением на «своих – хороших» и «чужих – плохих» не приводила к кровопролитиям на почве доступа к воде, пастбищам, контрабанде», – заметил он.
По данным Маргелова, столкновения племен в Ливии ранее длились две недели и унесли с обеих сторон более 100 жизней. «В последних стычках тубу и зувайя в районе Куфра на прошлой неделе погибли, по разным данным, от 47 до 50 человек, – продолжил он. – В этом месяце в Ливии сражались между собой еще две группировки на западе страны: боевики из города Зинтан и вооруженные представители племени Эль-Машашия. В результате столкновений, в которых применялось не только стрелковое, но и тяжелое вооружение, погибли 100 и пострадали 500 человек».