Служба премьера Литвы подготовила и зарегистрировала проект постановления, которым предлагается создать комиссию для подготовки положений и плана действий по возмещению ущерба от советской оккупации.
Ну а раз не было оккупации, то и ущерба никакого тоже не было
Как передает DELFI, в эту комиссию из девяти членов планируется включить председателя Союза политзаключенных и ссыльных Литвы Повиласа Якучениса, историка Альгимантаса Каспаравиччюса, главного архивариуса Рамоюса Крауялиса, главу Международной комиссии по оценке преступлений советских и нацистских режимов в Литве Рональдаса Рачинскаса, представителей МИДа, минюста и министерства культуры.
Председателем комиссии предлагается назначить генерального директора Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы Бируте Бураускайте.
Канцлер правительства Дейвидас Матуленис отметил, что комиссия должна опираться на подсчеты действовавшей ранее комиссии о размере ущерба, нанесенного оккупацией СССР. Объявлялось, что ущерб составляет около 80 млрд литов (около 900 млрд рублей по текущему курсу). «Но это не значит, что России будет предъявлен счет. Сейчас речь идет об определенных переговорных принципах», – сказал канцлер.
По словам Матулениса, надежду в этом вопросе дают отношения между Польшей и Россией. «Со стороны России все больше признания. Например, признание убийств в Катыни. Это может быть примером и для нас», – сказал он.
Но генеральный директор Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы Бураускайте считает, что вопрос возмещения ущерба от советской оккупации безнадежен, так как Россия не признала факт оккупации.
«Если, по их мнению, не было оккупации, то и ущерб не был нанесен. Наоборот, они еще указывают, что давали нам очень много средств, строили промышленные предприятия, по существу, это мы им должны. Конечно, это демагогия, – сказала она. – Я думаю, что этот вопрос один раз необходимо так определить, аргументировать и поднять, чтобы у оппонентов было как можно меньше возможностей опровергнуть. Даже если проблема не будет решаться в ближайшие годы, придет и ее время».
В свою очередь заместитель председателя комитета Сейма по иностранным делам Юстинас Каросас не видит никакой перспективы, что вопрос возмещения ущерба от оккупации может быть решен.
«Россия не хочет начинать переговоры, не хочет создавать прецедент. Ведь Советский Союз оккупировал не одну страну. (...) Может быть, надо договориться, чтобы они принесли извинения. Но требовать денег, считать миллиарды, по-моему, совершенно безнадежное дело», – сказал Каросас.
В интервью газете ВЗГЛЯД Бураускайте призналась, что «всего лишь простая пешка», и отказалась отвечать на многие вопросы. Тем не менее она повторила свой тезис о том, что вопрос возмещения ущерба от советской оккупации «является безнадежным – и даже нерациональным», «поскольку Россия сам факт оккупации не признает».
«Ну а раз не было оккупации, то и ущерба никакого тоже не было. И наоборот, в России любят повторять, что Литва получала очень много средств из союзного бюджета, что здесь строились крупные промышленные предприятия, по существу, не они нам, а мы им должны», – сказала Бураускайте.
Она считает также, что данный вопрос (а он был сформулирован еще 20 лет назад, на референдуме 1992 года) «нужно, наконец, сформулировать, очертить, аргументировать – и поставить перед другой стороной, чтобы у оппонентов было как можно меньше возможностей их принизить». «Даже если эта проблема не будет решаться в ближайшие годы, то когда-нибудь она будет решена, в свое время. Вопрос был поставлен – и на него нужно дать ответ», – сказала она.
Претензии к Москве по поводу выплаты компенсаций за «советскую оккупацию» в Прибалтике начали предъявлять после того, как Россия стала правопреемницей Советского Союза. Подсчеты компенсаций производили специально созданные комиссии. Пять лет назад американский Сенат принял резолюцию с призывом к Москве признать незаконность «советской оккупации» Латвии, Литвы и Эстонии.
После грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года претензии по поводу «оккупации Россией грузинских территорий» (Южной Осетии и Абхазии) предъявили в Тбилиси.
На волне экономического кризиса комиссии по подсчету компенсаций закрыли, чтобы не тратить на их работу бюджетные деньги. Теперь, когда кризис миновал, эта идея постепенно вновь начинает обсуждаться.