В четверг Печерский районный суд Киева приговорил к пяти годам тюрьмы бывшего и. о. министра обороны Валерия Иващенко.
В этом деле слишком много непонятного. Непонятно, в частности, были ли в действиях Иващенко коррупционные мотивы
В вину ему вменяют подпись на документе, разрешившем продажу военного завода, не подлежащего продаже. Осужденный считает, что приговор – месть за произведенную им реорганизацию, в ходе которой часть генералитета была отлучена от «кормушки». К слову, тот же районный суд полгода назад осудил и бывшую начальницу Иващенко – Юлию Тимошенко, а два месяца назад – бывшего главу МВД Юрия Луценко.
Напомним, Генпрокуратура Украины 20 августа 2010 года возбудила в отношении Иващенко уголовное дело по статье «Злоупотребление властью или служебным положением». Как утверждало следствие, Иващенко в ноябре 2009 года, временно исполняя обязанности главы минобороны, разрешил продажу государственного Феодосийского судомеханического завода, в том числе трех причалов, бомбоубежища и здания, которое обеспечивало размещение и хранение мобилизационных резервов.
Уже на другой день, 21 августа 2010 года, Иващенко был взят под стражу. Правда, он оказался не в тюрьме, а в больнице скорой помощи Киева, кроме того, объявлял голодовку, поскольку медики после обследования подозреваемого рекомендовали ему лечение в неврологическом стационаре. В конце декабря прошлого года Печерский суд поручил обеспечить его лечение. Между тем его адвокат Борис Нечипоренко жаловался, что пенитенциарная служба вместо лечения его подзащитного проводит постоянные медицинские обследования.
Тем не менее следователям удалось довести дело до суда. В Государственной пенитенциарной службе состояние здоровья Иващенко назвали удовлетворительным и позволяющим принимать участие в процессе, который в итоге провел тот же самый Печерский районный суд. Сам Иващенко неоднократно отказывался принимать участие в судебных заседаниях из-за плохого самочувствия и каждый раз просил вызвать скорую.
В среду гособвинение попросило для Иващенко, доставленного в зал суда на носилках (обострение болезней позвоночника), наказание в виде шести лет лишения свободы с запретом на три года занимать руководящие должности. Утешением для подсудимого могло служить лишь то, что прокуратура не потребовала конфискации имущества. В пятницу тот же судья Печерского суда Сергей Вовк, который недавно вынес приговор экс-главе МВД Юрию Луценко (на четыре года), приговорил и Иващенко – к пяти годам тюрьмы.
Подпись «на 2,5 млн долларов»
Ранее украинские газеты утверждали, что Иващенко сперва категорически запретил продавать в рамках санации злополучный Феодосийский судомеханический завод (ФСЗ). На письменной просьбе об этом арбитражного управляющего ФСЗ Сергея Михеева и. о. министра поставил отказную резолюцию. Однако газеты публиковали и второй документ – план этой санации. На нем тот же Иващенко расписался в графе «Согласовано», тем самым открыв путь к приватизации... Разница в датах составляла всего один день. 17 ноября 2009 года – отказал, 18 ноября – разрешил.
Когда Иващенко арестовали, то в прессе появилась информация о том, что он взял за подпись 2,5 млн долларов. Однако в уголовном деле такая сумма не фигурирует. Более того, Иващенко судят, по сути, лишь за ошибку, но факт взятки в деле никак не доказан.
#{ussr}В главном управлении военных прокуратур ГПУ считают, что составленный в 2009 году план санации Михеева нарушает целый ряд законов. Распродавать целый имущественный комплекс (а ФСЗ таковым, утверждает ГПУ, и является) можно только негосударственным структурам, а сбывать причалы и бомбоубежища вообще запрещено. При этом в ГПУ напомнили, что ФСЗ занимает весьма привлекательный для частного бизнеса участок площадью 6,8 га на самом берегу Черного моря.
Получив одобрение и. о. министра, Михеев сбыл ФСЗ одной из крымских фирм за 17,2 млн гривен (экспертиза позже оценила завод в 70,9 млн гривен). Лишь недавно через ряд судебных процессов властям удалось вернуть ФСЗ в госсобственность, а сам Михеев теперь оказался подельником Иващенко.
Прилег перед судом
Слушания по делу закончились в понедельник, свое последнее слово Иващенко произносил, лежа на медицинской каталке. Он оправдывался тем, что его убедили разрешить приватизацию, иначе вскоре ФСЗ могли бы «просто забрать у минобороны».
Главное, на чем делал акцент в своей защитной речи бывший и. о. министра, – это то, что он на 58-й странице плана сделал своей рукой оговорку, что если дело дойдет до продажи, то все надо проводить в соответствии с постановлением кабмина, то есть по каждой позиции спрашивать дополнительное разрешение у минобороны. Однако Михеев, мол, этого не сделал, скрыл приписку Иващенко и от комитета кредиторов, и от хозяйственного суда, без одобрения которых план санации также оставался бы просто проектом. В результате управляющий продал завод незаконно, но он, Иващенко, в этом не виноват.
#{crime}Иващенко считает все дело заказным. По его словам, возглавив минобороны, он посчитал, что некоторые сотрудники во главе с одним из замминистра устроили из ведомства «кормушку». Особенно «жирным» куском было армейское довольствие, на которое из бюджета выделялось около 1 млрд гривен в год.
Иващенко реорганизовал аппарат, устранив оттуда тех, кого подозревал в казнокрадстве. Но упомянутый замминистра был в хороших отношениях с одним из замов генпрокурора. Вот они-то, по версии Иващенко, и открыли на него «охоту». Впрочем, имен своих обидчиков Иващенко прессе так и не назвал.
Более того, в прессе не назывались имена возможных конкурентов Иващенко внутри ведомства. Когда корреспондент газеты ВЗГЛЯД попросил прокомментировать жалобы Иващенко на одного из высокопоставленных военных, тот отказался, сославшись на то, что «сейчас эти люди вернулись на самый верх».
«Моим адвокатам от обвинения передавали просьбу, мол, пусть Иващенко хоть в чем-то признается, тогда все будет проще, – говорил в понедельник подсудимый журналистам. – Но я скорее сгнию тут, в тюрьме, но признаваться в том, в чем не виноват, не буду! Что касается приговора, не думаю, что судья Вовк прислушается к моим доводам. Возможно, чуть смягчит требования прокуроров, даст не шесть, а пять лет. Хотя бы чтобы уравнять наказание для меня и управляющего санацией. Впрочем, для меня что 10 гривен штрафа, что 10 лет тюрьмы – все равно неприемлемо, потому что я невиновен».
Судья услышал Иващенко и скостил срок. Что касается Михеева, то его присудили к трем годам лишения свободы. Защита бывшего и. о. министра обороны пообещала оспорить приговор.
Высокопоставленный «стрелочник»
Политологи считают, что произошло «показательное наказание». О борьбе с коррупцией говорить сложно, поскольку следствие так и не установило, получил ли что-то Иващенко за свою подпись.
«Его наказали как высокопоставленного стрелочника. Чтобы другим неповадно было, и чтобы другие боялись», – пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, подчеркнув, что Иващенко никогда не был ни видной политической фигурой, ни настоящим членом команды Тимошенко.
С мнением о том, что Иващенко покарали в показательных целях, согласен и другой украинский политолог – Тарас Березовец.
«В этом деле слишком много непонятного. Непонятно, в частности, были ли в действиях Иващенко коррупционные мотивы. Нельзя сказать и что это политическое преследование, потому что Иващенко – профессиональный военный, всегда держался в стороне от политики. Не был замечен ни в поддержке Тимошенко, ни в поддержке Ющенко. Скорее речь идет о внутренних конфликтах Иващенко с так и не названными людьми внутри минобороны. Он говорил об этих людях, но имен так и не назвал...» – заметил эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД.