Русскоязычные депутаты парламента Киргизии в четверг начали кампанию в защиту нынешнего статуса русского языка. «Вопрос о статусе русского языка в Киргизии должен решаться на референдуме», – заявила депутат от фракции Социал-демократической партии Ирина Карамушкина, передает «Интерфакс».
«Согласно действующей конституции, русский имеет статус официального языка, поэтому все делопроизводство также может вестись на русском языке. Конституция была принята гражданами страны на всенародном референдуме 27 июня 2010 года, что означает всенародную поддержку официального статуса русского языка. Поэтому только сам народ Киргизии, а не политиканы должен решать, нужен русский язык или нет в качестве официального статуса», – подчеркнула парламентарий.
Во вторник парламент Киргизии вынес на общественное обсуждение разработанный группой депутатов законопроект, предусматривающий установление денежных штрафов за незнание государственного языка, перевод всего делопроизводства на киргизский язык, а также отмену статуса второго государственного языка для русского.
Инициатор законопроекта – депутат от проправительственной партии «Республика» Урмат Аманбаева – заявила, что «пришло время убрать из конституции пункт об официальном языке».
Карамушкина отметила, что в широком использовании русского языка в республике, прежде всего, «заинтересованы сами кыргызстанцы». «Я часто бываю в регионах страны и вижу, что у многих граждан есть желание, чтобы в школах русский язык и литература преподавались как можно шире. Причем речь идет о тех областях, где русского населения практически не осталось. В Бишкеке учителя тоже не раз поднимали вопрос, что не надо сокращать часы преподавания русского языка. Но наши отдельные политики этого не хотят слышать», – отметила Карамушкина.
#{smallinfographicleft=427336}Также, на ее взгляд, в республике фактически крайне мало делается для изучения собственно государственного языка. «Многие школы страны элементарно не укомплектованы учебниками. Нет бесплатных языковых курсов», – сказала Карамушкина.
Отметим, что спорный законопроект появился в тот же день, когда президент Киргизии Алмазбек Атамбаев принимал участие в заседании глав Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в Москве.
Напомним, что в последнее время Атамбаев не раз делал резкие выпады в адрес России. В конце февраля он заявил о возможности закрытия российской авиабазы в Канте. Уже в четверг в интервью газете «Коммерсантъ» он отверг претензии Москвы на торпедный завод «Дастан», расположенный в Бишкеке. Кроме того, он высказал ряд нареканий в адрес нынешнего генсека Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николая Бордюжи.
#{ussr}Впрочем, по завершении саммита в Москве в позиции самих инициаторов спорного законопроекта произошла решительная метаморфоза. В четверг Аманбаева заявила «Росбалту», что вовсе не предлагала исключать из конституции официальный статус русского языка. По ее словам, она имела в виду только некоторые изменения и дополнения в закон «О государственном языке».
Тем временем в случае принятия закона эксперты предрекают Киргизии грустные последствия. «Перевод делопроизводства только на киргизский язык приведет к культурной и информационной изоляции и деградации, экономической стагнации и падению конкурентоспособности», – сказал кандидат исторических наук, эксперт центра «Полис Азия» Павел Дятленко, которого цитирует ИА REGNUM.
По его словам, это произойдет из-за того, что «значительно вырастут стоимость и объем переводов на киргизский язык, это будет оплачиваться и государством, и гражданами». В качестве примера эксперт привел Армению, где в 1990-х годах после перехода на армянский язык общество оказалось в полной изоляции, после этого там вновь начали усиленно изучать русский и английский языки.
«Печальный опыт межэтнических конфликтов последних 10 лет так и не научил политическую элиту и общество Киргизии предотвращать конфликты и использовать многоязычие как эффективный инструмент для развития стремительно деградирующего киргизского социума и слабеющего государства», – заключил Дятленко.
Напомним, что в Киргизии после революции 2010 года эксперты отмечают заметный рост национализма, а параллельно и ксенофобских настроений. Сразу после революции в апреле 2010 года в пригородах Бишкека прошла волна погромов, жертвами которых стали турки-месхетинцы и русские. Как писала газета ВЗГЛЯД, позднее, в июне, массовая резня произошла в Оше, правда, предметом ненависти там стала узбекская община.
В окружении же президента тоже откликнулись на инициативу. Советник Атамбаева Фарид Ниязов заявил газете ВЗГЛЯД, что «подобных законопроектов много, но, когда дело дойдет до голосования, возобладает здравый смысл, поскольку двуязычие является национальным достоянием Киргизии».
«Киргизская политика направлена на развитие государственного языка, но в то же время двуязычие признано национальным достоянием и очень большим преимущественным фактором для киргизов», – пояснил Ниязов.
При этом советник отметил, что «националистические тенденции есть во всем мире, Киргизия здесь далеко не в первых рядах». «Президент Киргизии Атамбаев не отрицает наличия национализма, но называет его одним из главных препятствий на пути развития страны, а самих националистов – врагами киргизского народа», – подытожил Ниязов.