На первом в этом году заседании азербайджанского парламента в среду сразу несколько депутатов предложили переименовать страну. «В мире есть примеры Северной и Южной Кореи, Северного и Южного Кипра. Было бы целесообразным, если бы Азербайджан как расколотое государство назывался бы Северным Азербайджаном», – заявил депутат от правящей партии «Ени Азербаджан» («Новый Азербайджан») Сиявуш Новрузов, пояснив, что такую идею в последнее время выдвигает общественность страны.
Даже находясь под международным давлением, Иран – это не та страна, с которой можно таким образом шутить
Как передает «Интерфакс», председатель оппозиционной партии Народного фронта единого Азербайджана (ПНФЕА) Гудрат Гасангулиев напомнил в ответ, что две трети Азербайджана относятся к Южному Азербайджану и лишь одна треть – к Азербайджанской Республике. «Поэтому есть все основания переименовать нашу республику в Северный Азербайджан», – подчеркнул он.
Парламентарий добавил, что, учитывая, что Гюлистанский и Туркменчайский договоры в ХIХ веке были приняты против воли азербайджанского народа, необходимо их отменить.
А председатель проправительственной партии «Анна Вэтэн» («Отчизна») Фазаил Агамалы выразил сожаление об отсутствии в нынешних документах того факта, что Южный и Северный Азербайджан был единым государством. «Если будет проведен очередной референдум, то в статью 11 конституции Азербайджана должны быть внесены дополнения о том, что Азербайджан состоит из Северного, Южного и Западного Азербайджана», – сказал он.
Напомним, в результате русско-персидских войн 1812–1813 и 1826–1828 годов были заключены Гюлистанский и Туркманчайский договоры между Российской империей и Персией (Ираном).
Гюлистанский мирный договор был подписан 12 (24) октября 1813 года в селе Гюлистан (Карабах). Согласно договору, Персия признавала переход к России Дагестана, Картли, Кахети, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и части современного Азербайджана, где находились ханства: Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Дербентское, Кубинское. К России отошла также часть Талышского ханства.
Туркманчайский мирный договор был подписан 10 (22 февраля) 1828 года в деревне Туркманчай (близ Тебриза). В выработке условий договора участвовал как дипломат великий русский поэт Александр Грибоедов. Договор подтверждал приобретения России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года, а также добавлял ей Эриванское и Нахичеванское ханства.
Споры из-за названий государств и связанных с ними возможных территориальных претензий могут длиться десятилетиями даже в современном мире. Так, в Европе несколько десятилетий не стихает спор вокруг названия Македонии. Историческая область Македония по результатам многих войн была разделена между Грецией, Республикой Македония (называется так после развала Югославии в 1991 году) и Болгарией. После 1991 года Афины требовали от Скопье изменить название республики из опасения, что соседи однажды начнут претендовать на одноименную часть греческой территории. Греция даже блокировала из-за этого вступление Македонии в Евросоюз и НАТО. Летом 2010 года сообщалось, что Македония намерена наконец уступить нажиму греков и изменить название на «Республика Македония Вардар», но официально «ребрендинг» так и не произошел.
Доктор исторических наук Эльдар Исмайлов считает, что нереально менять название Азербайджан на Северный Азербайджан, Баку на подобный шаг не пойдет. «Сегодня между Азербайджаном и Ираном имеются договоры и соглашения, на основе которых осуществляется сотрудничество. Кроме этого, у наших стран нет территориальных претензий друг к другу», – сказал Исмайлов АМИ «Новости-Азербайджан».
Говоря о Туркманчайском договоре, историк указал, что тот подписан не между Азербайджаном и Ираном, а между Россией и Ираном. «Поэтому мы не можем вмешиваться в этот вопрос», – сказал Исмайлов, добавив, что если Азербайджан внесет этот вопрос на повестку дня, то со стороны Ирана последует «сильная реакция».
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов уверен, что настроения, которые выразила группа азербайджанских парламентариев, «не сильны и руководство страны прекрасно отдает себе отчет, чем чревато выдвижение территориальных претензий к соседям, в частности Ирану».
«Даже находясь под международным давлением, Иран – это не та страна, с которой можно таким образом шутить. И Азербайджан, в общем-то, не великая держава», – сказал Лукьянов газете ВЗГЛЯД.
Эксперт не исключает, что выступление депутатов если и согласовано с руководством страны, то исключительно в рамках пробного шара, от которого в любой момент можно откреститься.
«Это не означает, что Азербайджан готовится предъявить территориальные претензии. Скорее это может быть элемент какой-то игры, которую сейчас ведут Соединенные Штаты и Израиль в регионе, потому что тучи вокруг Ирана сгущаются. И напомнить ему, что у него и на севере не все в порядке, конечно, было бы кстати», – считает Лукьянов.
Между тем эксперт указывает, что Азербайджан слишком уязвим перед лицом иранского влияния, чтобы всерьез пытаться на этом играть. Он напомнил, что идеи «Великого Азербайджана» впервые возникли в Баку после распада Российской империи во времена короткого периода существования Азербайджанской Буржуазной Республики. Второй раз это произошло после распада СССР.
«Но никогда на официальном уровне такие идеи не получали поддержки, просто потому что любой мало-мальски ответственный руководитель Азербайджана понимает, чем это чревато на Кавказе, если начать перечерчивать границы. Сам Азербайджан ужасно страдает больше 20 лет от того, что его территориальная целостность формально не признается, а фактически он не может ее обеспечить», – подытожил Лукьянов, имея в виду конфликт вокруг Нагорного Карабаха.