Как сообщила газета ВЗГЛЯД, вечером в пятницу США впервые выступили с подробным откликом на «антимагнитский закон». В заявлении посла США в Москве Майкла Макфола выражена глубокая озабоченность по этому поводу.
Но у нас со времен Советского Союза вызывают изжогу те силы и те лица, которые учат нас, как нам жить! Мы сами разберемся, как нам жить!
«Мы крайне обеспокоены положениями федерального закона № 186614-6, принятого сегодня Государственной думой, которые ставят судьбу детей-сирот в зависимость от политических соображений и лишают российских гражданских активистов, участвующих в «политической деятельности», возможности работать с американцами по своему выбору», – цитирует посла «Интерфакс».
По словам посла, если закон, одобренный Думой, будет принят, он беспричинно закроет путь в семьи сотням российских детей, усыновляемых ежегодно. Благополучие детей – слишком большая ценность, чтобы становиться разменной монетой в международной политике.
Вместе с тем Макфол заявил, что Вашингтон приветствует заявление премьера Дмитрия Медведева, поощряющее новые инициативы по усыновлению детей россиянами, и высоко ценит замечание президента Владимира Путина о том, что «большинство американских приемных родителей – добрые и заботливые люди».
«Действительно, за последние 20 лет американские семьи приняли более 60 тысяч российских детей. Многие из этих усыновленных детей требуют особого ухода. Вместе с тем мы глубоко сожалеем о гибели в нашей стране 19 усыновленных российских детей. Именно наше твердое намерение не допустить повторения подобных трагедий было одной из причин, по которым мы начали переговоры с российской стороной о заключении соглашения об усыновлении», – подчеркнул дипломат.
По его словам, российско-американское соглашение о международном усыновлении было подписано для того, чтобы обеспечить более надежные меры защиты благополучия и прав усыновленных российских детей и их американских усыновителей. Соглашение было ратифицировано Госдумой 10 июля этого года и Советом Федерации 18 июля.
«Соглашение вступило в силу 1 ноября, всего несколько недель назад. Вызывает сожаление, что Дума, судя по всему, решила отменить новые меры защиты, прописанные в соглашении, и проигнорировать ту сложную работу, которую проделали участники переговоров с обеих сторон. Если российская сторона испытывает озабоченность относительно выполнения соглашения, мы по-прежнему готовы работать вместе, чтобы исправить ситуацию», – заявил Макфол.
«Мы по-прежнему озабочены действиями российского правительства по ограничению гражданского общества и контактов россиян с американцами. Десятилетия партнерства между россиянами и американцами по широкому кругу вопросов приносили пользу как обеим нашим странам в целом, так и рядовым гражданам», – заявил Макфол.
По мнению посла, положения закона ставят судьбу детей-сирот в зависимость от политических соображений и лишают российских гражданских активистов, участвующих в «политической деятельности», возможности работать с американцами по своему выбору.
«Мы неоднократно и ясно заявляли, что наше взаимодействие с гражданским обществом в России всегда носило беспристрастный и прозрачный характер и происходило в духе взаимного уважения и обоюдного интереса», – подчеркнул он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем, окончательном чтении «закон Димы Яковлева», который является ответом России на «акт Магнитского» и вводит запрет на усыновление российских детей гражданами США. За документ проголосовали 420 депутатов, восемь – против, один воздержался.
Принятый закон кроме запрета на усыновление российских детей в США предусматривает закрытие агентств по подбору детей и денонсирует российско-американское соглашение об усыновлении несовершеннолетних.
В Совете Федерации ранее высказали готовность не отставать по скорости принятия решений от коллег из нижней палаты и рассмотреть законопроект уже 26 декабря. Если документ не встретит сопротивления у сенаторов и быстро ляжет на стол президента, то на подписание и опубликование остаются четыре дня. То есть закон имеет все шансы вступить в силу с 1 января.
На пресс-конференции накануне Владимир Путин заявил, что он, в принципе, поддерживает законопроект, однако, прежде чем его подписать, он должен изучить текст как самого закона, так и действующего соглашения с США. «Вопрос только в том, в каком виде, в каких формулировках. У нас же соглашение еще есть с Госдепом, и надо посмотреть, что там, – предупредил Путин. – Это не праздный вопрос». Напомним, что в тексте соглашения говорится о том, что стороны обязуются предупреждать друг друга за год о его денонсации.
«Берут детей для утех»
Пятничное утро у стен Госдумы, как и в среду, когда закон принимали во втором чтении, началось с одиночных пикетов. «Депутаты, вы лишаете тысячи сирот надежды на излечение, заботу, семью, любовь! Вы позорите свою страну!» – такого рода плакаты держали участники акции, за которыми внимательно наблюдала полиция, но не мешала им.
Вскоре в приемную Госдумы были доставлены две коробки с 3800 листами, на которых уместились более 100 тысяч подписей россиян, не согласных с законопроектом. Депутаты сразу пояснили «Новой газете», выступившей инициатором сбора автографов, что перед голосованием знакомиться с обращением не будут. Уже после голосования спикер Сергей Нарышкин поручил главе профильного комитета ознакомиться с петицией граждан и потом информировать депутатов.
Само обсуждение с первых минут стало жарким. Депутаты бросились со страстью защищать законопроект. В авангарде выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Американцы, – тыкал в воздух указательным пальцем оратор, – берут детей для забавы! А потом издеваются над ними».
По версии лидеров ЛДПР, те депутаты, которые голосовали против, и есть обладатели заграничных счетов. «Депутат не голосует, потому что боится, что его там включат в «список Магнитского и там ему будет труднее управлять имуществом! Здесь надо деньги хранить!» – вскричал он.
Лидер фракции «Единой России» Владимир Васильев сообщил коллегам, что фракция «имеет свою позицию». И позиция эта – в том, «чтобы сироты не скитались по свету». «Стыдно нации, вопрос правильный, приняли (соглашение), посмотрели, убедились, что не работает», – констатировал он.
Лидер эсеров Сергей Миронов обратился к коллегам с дружелюбной улыбкой. Не меняя своего благостного тона, он сообщил, что Россия – страна, которая не дает себя в обиду и одновременно заботится о каждом своем гражданине за рубежом. «Наши граждане очень редко видят законы, которые им помогают», – мягко укорял коллег Миронов и призвал одобрить закон.
«У меня супруга – постоянная жительница Facebook*»
При обсуждении порядка работы заседания глава комитета Госдумы по СМИ, «независимый депутат» Алексей Митрофанов выразил возмущение поведением прессы, допустившей, по его мнению, оскорбления в адрес депутатов в связи с их позицией по «закону Димы Яковлева».#{interviewpolit}
Депутат попросил коллег приструнить журналистов и процитировал «Новую газету», разместившую в пятницу заголовок-объявление: «Интеллигентная американская семья усыновит умственно отсталого депутата Госдумы из России».
«Это все ведет к расколу в семьях, у меня супруга даже, постоянная жительница Facebook, тоже устроила какой-то там разговор по поводу нашего голосования. Я прошу обратить на это внимание. Корректная критика – да! Сильная критика – да! Но перебору – нет! У нас 39 тысяч – очередь стоит на усыновление!» – прокричал Митрофанов с надрывом.
Заголовок действительно вызвал возмущенный ропот в зале, и Нарышкин поручил комитету по СМИ рассмотреть публикации и составить предложения по реакции на них. «Любое оскорбление недопустимо, в том числе и оскорбление депутатов Госдумы, это означает оскорбление высшего органа законодательной власти и оскорбление наших избирателей», – сказал он.
Затем слово взял эсер Дмитрий Гудков**, призвавший коллег вообще исключить из повестки законопроект, однако спикер прервал оратора.
«Для сексуальных утех»
В повестке дня «закон Димы Яковлева» значился под двенадцатым номером. Но ни в одном выступлении даже по другим темам парламентарии не обошли этот законопроект. Первый зампред комитета по вопросам семьи, единоросс Ольга Баталина представила заявление «О совершенствовании института усыновления и мерах поддержки семей с детьми в РФ». По словам депутата, документ нацеливает и общество, и власть на развитие института внутреннего усыновления.
Ее поддержал либерал-демократ Владимир Овсянников. «У тысяч российских семей, – воскликнул он, – которые мечтают усыновить детей, появилась надежда!» «А все эти рассказы о том, что мы лишаем наших детей права на нормальное, хорошее, обеспеченное будущее, – это все блеф», – негодовал он.
Непосредственно перед голосованием по законопроекту его соавторы получили возможность еще раз высказаться.
Зампред фракции КПРФ Анатолий Локоть процитировал Расула Гамзатова: «Хоть та земля теплей, но родина милей!» «Нас не тревожат деньги, собственность, бизнес тех, кто попал в «список Магнитского»! Но у нас со времен Советского Союза вызывают изжогу те силы и те лица, которые учат нас, как нам жить! Мы сами разберемся, как нам жить! – прокричал под рукоплескания зала Локоть. – Мы не отдадим наших детей! Это наша боль, это наша вина!»
Впрочем, выступивший следом член ЛДПР Сергей Иванов заметил, что аплодисменты здесь излишни. Иванов сообщил, что он сам – фигурант «списка Магнитского», потому что когда-то в Таиланде выступил в защиту Виктора Бута. Иванов заочно обратился не к сидящим в зале коллегам, которым предстояло голосовать, а к тем, кто пикетировал здание Госдумы на улице. «Не надо с водой выплескивать детей!» – убеждал он пикетчиков и напомнил им об огромном количестве недругов России за рубежом.
Тему «недругов» поддержала и эсер Светлана Горячева. Напомнив, что в развитых странах иностранное усыновление запрещено, в России, сказала Горячева, «сотни тысяч сирот», из них «95% – это сироты при живых родителях». «США на глазах всего изумленного мира развязывают одну бойню за другой. Так, видимо, разрешаются интересы «золотого миллиарда», но для войн нужен человеческий материал», – заявила она. И российские дети, которых сегодня американцы «используют на органы» или «для сексуальных утех», по ее словам, завтра «будут вербоваться, возможно, даже для войны с Россией».
Представлявший законопроект единоросс Владимир Плигин такого пафоса в своей речи допускать не стал и вообще не был настроен агрессивно. Он сухо напомнил коллегам, что речь в законе идет не только о детях. Объявили голосование, и через несколько секунд все решилось.
Против документа проголосовали эсер Дмитрий Гудков, его однопартийцы Илья Пономарев**, Андрей Озеров, Сергей Петров, коммунисты Олег Смолин и Жорес Алферов, нобелевский лауреат, а также единоросс Борис Резник. Также против заочно выступил эсер Валерий Зубов, который не присутствовал на заседании, но заранее передал Гудкову доверенность на голосование. Единственным воздержавшимся во время голосования оказалась единоросс, оперная дива Мария Максакова-Игенбергс.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Признан(а) в РФ иностранным агентом