Владимир Путин утвердил в среду «Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Документ, напомним, был подготовлен еще в начале октября, а затем был отправлен на общественное обсуждение.
Я не понимаю, чем предложение по созданию Русской республики отличается от предложения по созданию Ичкерии
Документ, над которым трудились четыре экс-министра по делам национальностей: Валерий Тишков, Вячеслав Михайлов, Владимир Зорин, Рамазан Абдулатипов, – а также представители администрации президента и правительства, выглядит более политкорректным, чем предыдущий проект концепции, подготовленный Минрегионом.
Так, в ходе общественных обсуждений из проекта были убраны вызвавшие резкую критику, особенно у представителей национальных республик, слова о «государствообразующей роли русского народа».
Соавтор проекта, депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов в октябре заявил газете ВЗГЛЯД: «Если же мы по отношению к одному, пусть и доминирующему, народу введем формулировку «государствообразующий», придется менять Главный закон страны. Кроме того, в этом случае каждая национальная республика захочет написать в своей конституции, что на ее территории государствообразующим является народ, который преобладает там».
Теперь текст стратегии гласит: «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов».
Напомним, что в ходе обсуждения стратегии звучали призывы изменить административно-территориальное деление России, а именно – упразднить национальные автономии. Как писала газета ВЗГЛЯД, в частности, с этой идеей выступил в конце октября миллиардер, бывший лидер партии «Правое дело» Михаил Прохоров. Это вызвало тотчас сопротивление в самих автономиях. Так, проходивший в начале декабря в Казани съезд Всемирного конгресса татар (ВКТ) решительно осудил подобные предложения.
Член президентского Совета по межнациональным отношениям, один из разработчиков стратегии, публицист Максим Шевченко также считает верным тот факт, что курс на губернизацию не был отражен в итоговом документе.
«Я был против этого тезиса. Я считал, что на данном этапе не надо ни в какой мере трогать национальные республики, – отметил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – Просто тезис о том, что они являются мрачным наследием советской власти, не работает. Поскольку многие народы в составе РФ стали историческими субъектами».
Шевченко не исключает, что надо прорабатывать статус субъектов, взаимоотношения с другими территориями. «Может быть, надо вводить иную систему измерения регионов с точки зрения экономики. Но национальный статус трогать нельзя ни в коем случае, – призвал член совета. – Это просто приведет к появлению совершенно не нужных нам сейчас дополнительных центров напряжения внутри страны».
По мнению Шевченко, предложение Прохорова по логике чисто экономической, может быть, и правильно. «Но по формату реалий современной России оно является безумным», – подытожил публицист.
Между тем нынешний лидер «Правого дела» Андрей Дунаев выступил на днях с сенсационным призывом образовать на базе центральных областей Русскую республику и таким образом восстановить равноправие в государстве. По его словам, могут также возникнуть Сибирская и Дальневосточная республики.
Шевченко не исключил, что за подобные призывы Дунаева можно арестовать. «Я не понимаю, чем предложение по созданию Русской республики отличается от предложения по созданию Ичкерии, – сказал член президентского совета. – В США, которые так нравятся Андрею Дунаеву, если политик, претендующий на позиции в законодательном собрании, выступает с идеей сепаратизации, там это считается уголовным государственным политическим преступлением».
По словам Шевченко, лидер партии допустил абсолютно популистское высказывание, которое должно быть самым решительным образом осуждено. Потому что русский народ, который является государствообразующим во многом из-за того, что он дал культуру, язык политической, правовой, философской дискуссии Российской Федерации, полностью реализует все свои права. И существующий Всемирный русский собор, возглавляемый патриархом, по словам Шевченко, – это самая большая общественная национальная организация, которая существует на территории России.
«Я вообще не знаю ни одного параметра, по которому русский народ был бы ущемлен: ни по языку, ни по культуре, ни по изучению литературы, ни по политической или правовой сфере, – возмутился Шевченко. – Поэтому призывы к созданию отдельной Русской республики – это призывы к зарождению очагов этнической войны на территории Российской Федерации. Одно дело, когда свое национальное образование имеет народ с численностью миллион человек. И другое дело, когда такое заявление делается в отношении 110-миллионного народа, проживающего на территории всей Федерации».
«Это не концепция – это стратегия»
Коллега Шевченко по Совету по межнациональным отношениям, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков охарактеризовал подписанный документ как «результат консенсуса, результат большого обсуждения, пусть не всенародного, но очень широкого».
«Новизна этого документа в том, что в сравнении с предыдущим он называется по-другому: не концепция, а стратегия», – заявил эксперт. Это подразумевает более детализированную проработку, пояснил Тишков: «В старом документе цель ставилась – обеспечить реализацию интересов граждан той или иной национальности, сейчас же сформулированы единые задачи».
Тишков перечислил ключевые задачи, обозначенные в стратегии. Во-первых, поддержка развития культур народов Российской Федерации. Во-вторых, обеспечение всероссийского гражданского согласия и формирование всероссийской идентичности. Третьей задачей стало обеспечение межэтнического мира и согласия. Четвертый же пункт касается интеграции мигрантов.
Однако, добавил Тишков, в деятельности властей все же будут определенные перемены: «В рамках этой концепции на эту сферу государственной политики и управления будет какое-то финансирование. В бюджете страны на национальную политику – 0 рублей! А без финансирования осуществлять национальную политику в столь большой стране нельзя».
Напомним, что ранее «Известия» сообщили, что под реализацию стратегии власти обещают огромную сумму – миллиард рублей на первом этапе. Об этом газете сказал член президентского Совета по межнациональным отношениям Александр Соколов.
По словам Тишкова, ждать конкретных изменений, в частности снижения бытовой ксенофобии, еще рано. «Бытовая жизнь от стратегии мало зависит. Ведь это же не Библия с предписанием поведения гражданина, – заметил соавтор документа. – Вот план реализации стратегии разработают – тогда и посмотрим. Это же не нормативный документ или закон, а пока только стратегия».
В работе с личным составом
В России должны быть созданы условия для свободного определения гражданами страны своей национальной принадлежности. Такова одна из задач стратегии, сообщил «Интерфакс».
Стратегия требует принятия мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальности при осуществлении государственными и муниципальными органами своей деятельности.
Документ предлагает установить «ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях».
В стратегии говорится о необходимости создания «государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций». Эта система должна базироваться на различных источниках информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Стратегия также предполагает учет этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом Вооруженных сил РФ, в органах внутренних дел России. Предлагается осуществлять мониторинг межнациональных отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей.