В среду лидер победившей на выборах коалиции «Грузинская мечта» миллиардер Бидзина Иванишвили заявил о необходимости для грузинского бизнеса вернуться на российский рынок.
Поток российских туристов в Грузию важен не с экономической точки зрения, а с гуманитарной и культурной. Главное, чтобы восстановились эти человеческие отношения
«Грузинский предприниматель еще не готов экспортировать продукцию на рынки США или ЕС. В первую очередь было бы важно вернуться на российский рынок, поскольку грузинский предприниматель знаком с ним гораздо лучше», – заявил политик в среду в интервью телеканалу Euronews.
Иванишвили также опроверг слухи о возможном назначении на должность министра иностранных дел одного из лидеров оппозиции Нино Бурджанадзе. «Это ложь, и пока никаких намерений о постах в новом правительстве у меня нет», – цитирует Иванишвили «Интерфакс».
Стало также ясно, какую страну считает своим главным союзником лидер «Грузинской мечты». Он сообщил, что свой первый зарубежный визит в качестве премьер-министра намерен нанести в Вашингтон.
«Мой первый визит будет в США, в Вашингтон. Но, несмотря на то что я уже приглашен в эту поездку, я попросил отложить визит на время после президентских выборов. На это я получил согласие, и я намерен отправиться в США сразу после того, как там пройдут президентские выборы», – цитирует Иванишвили РИА «Новости». Он уточнил, что посещать другие государства пока не планирует.
О том, какими могут быть внешнеполитические ориентиры нового грузинского премьер-министра, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал Гулбаат Рцхиладзе, кандидат политических наук и руководитель Института Евразии (Тбилиси).
ВЗГЛЯД: Господин Рцхиладзе, Бидзина Иванишвили крайне резко откликнулся на слухи о том, что МИД Грузии может возглавить Нино Бурджанадзе. Почему, на ваш взгляд, этот слух вызвал у него такое раздражение? Он ведь мог ответить и уклончиво. Как известно, Бурджанадзе, которая часто встречалась в последние годы с Путиным, заслужила себе явно пророссийскую репутацию. Значит ли это, что Иванишвили видит на посту главы МИДа более нейтрального политика?
Гулбаат Рцхиладзе: Сейчас Иванишвили не нужно обременять, исходя из его интересов, лишними вопросами касательно сближения с Россией. Хотя он твердо заявил, что будет интенсивно заниматься урегулированием русско-грузинских отношений. Однако сейчас он еще не вышел из предвыборной ситуации, когда его постоянно обвиняла правящая партия в том, что он якобы является «российским проектом» – с вытекающими из этого последствиями.
Он отгораживается от этих обвинений и, может быть, делает более резкие высказывания, чем это мы привыкли слышать. Но это все не значит, что на следующем этапе он не будет заниматься урегулированием российско-грузинских отношений. Он знает, что его электорат – народ, который его избрал, – хочет в первую очередь урегулирования этих отношений...
А Нино Бурджанадзе повела себя очень достойно. Она своевременно сняла свою кандидатуру, и ее партия тоже отказалась от участия в выборах в пользу Бидзины Иванишвили. И, что главное, Нино Бурджанадзе призвала народ, чтобы он пошел на выборы и сделал правильный выбор. Это очень достойно и умно со стороны Нино Бурджанадзе, и это надо ценить.
ВЗГЛЯД: А насколько вообще возможно сближение Москвы и Тбилиси, притом что ни одна из сторон явно не готова идти на уступки по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии?
Г. Р.: К сожалению, Саакашвили и его режим с подачи своих заокеанских покровителей и определенных кругов сделали то, чего я когда-то больше всего опасался: пролилась кровь между грузинскими и российскими армиями.
Россия была вынуждена, ее подтолкнули к тому, чтобы она признала так называемую «независимость» Абхазии и Южной Осетии. Эта независимость абсолютно эфемерна и ничего не стоит. Но Россия была вынуждена сделать это, чтобы сохранить свое присутствие южнее Кавказского хребта, по-другому уже не получалось.
Главное «достижение» Саакашвили – он смог испортить фундаментальные русско-грузинские отношения. Сейчас, как бы Россия с Грузией ни дружили, эта проблема остается и будет отравлять отношения. Представители России заявляют, что пройдет время, поколения в Грузии поменяются, они смирятся с этим и признают. Нет, этого не будет!
Вместе с тем нужно начинать с других вопросов: урегулировать, прежде всего, экономические отношения, восстановить наши интенсивные культурные и гуманитарные связи, оживить связи между верующими – мы единоверцы. Надо заниматься кропотливой повседневной работой и эти острые углы обходить – такие вопросы, как Абхазия и Южная Осетия.
ВЗГЛЯД: По каким направлениям в экономике можно возобновить сотрудничество в первую очередь?
Г. Р.: В первую очередь сельскохозяйственные продукты, вина... Но есть и другие интересы. Это обязательная либерализация визового режима, чтобы бизнесменам было легче налаживать отношения.
Олимпийское спокойствие
ВЗГЛЯД: Захотят ли российские власти помогать расширению туризма в Грузию, которая явно будет конкурировать тогда с Сочи?
Г. Р.: Развитие туризма в Грузии не будет мешать Сочи. У нас внутри Грузии столько желающих отдохнуть в самой Грузии, не хватает мест, все дорого, сервис плохой.
#{ussr}Если улучшить эту инфраструктуру, то Грузии не понадобится много иностранных туристов. Главное, чтобы у грузинских граждан появились деньги, чтобы они интенсивно могли тратить их, в том числе и на отдых в самой Грузии. Так что и Сочи может развиваться динамично, и Грузия может развивать свой туризм очень спокойно и динамично.
Поток российских туристов в Грузию важен не с экономической точки зрения, а с гуманитарной и культурной. Главное, чтобы восстановились эти человеческие отношения, чтобы наши люди не отучились друг от друга, чтобы не произошло отчуждение, которое уже наблюдается, особенно среди молодого поколения. Для них уже непонятны те эмоциональные моменты, которые есть у нас, у взрослого поколения: те же советские фильмы... Я не говорю о классической литературе и так далее. Все это становится постепенно чужим для молодежи Грузии и тем более для российской молодежи.
Грузия и Россия не должны быть такими чужими для наших будущих поколений. И туризм в этом отношении может сыграть определенную гуманитарную роль, чтобы люди общались и узнавали друг друга лучше.
ВЗГЛЯД: Участники съезда Национального олимпийского комитета Грузии в среду решили перенести выборы главы комитета. «Мы желаем избрать такого президента НОК, который будет свободен от политики», – заявил бывший тренер сборной Грузии по дзюдо Шота Хабарели. Также в среду посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кузьмин выразил надежду на то, что со стороны Грузии изменится риторика по отношению к предстоящей в 2014 году в Сочи Олимпиаде. «МИД работает над тем, чтобы максимально скоро нормализовать отношения с Грузией... Повысились ли, по-вашему, шансы на то, что Грузия теперь не попытается сорвать Олимпиаду в Сочи?
Г. Р.: Конечно, повысились. Я абсолютно уверен, что нынешнее грузинское руководство ни в коей степени не будет мешать проведению Олимпиады в Сочи. Этот вопрос нужно отдельно рассматривать и не увязывать с нашими отношениями с Южной Осетией и Абхазией.
Олимпиада – это спортивное мероприятие. Конечно, тут и большая политика, но нельзя использовать этот момент в других целях. Я надеюсь, грузинские спортсмены примут участие в этой Олимпиаде.Российские и грузинские спортсмены и так уже общаются. К нам приезжали регбисты из России, тут были матчи. Очень мирно, спокойно, в дружеской обстановке проходят у нас такие встречи. Почему должна быть Олимпиада каким-то исключением? Я уверен, что руководство Бидзины Иванишвили займет абсолютно правильную и прагматичную позицию по этому вопросу.
ВЗГЛЯД: Как скоро могут возобновиться дипломатические отношения Москвы и Тбилиси?
Г. Р.: Я с нетерпением жду, что дипломатические отношения будут восстановлены, посольства в Москве и Тбилиси заработают в полную силу под грузинскими и российскими флагами.
Ожидаю, что, когда будет сформировано правительство, прояснится ситуация с «Национальным движением», эта преступная организация прекратит свое существование. Будет это де-факто или на бумаге, не имеет значения. Иванишвили сперва разберется с этими товарищами, и следующим этапом будет обязательно налаживание связей. Думаю, это постепенно будет урегулировано, и мы будем общаться уже и на государственно-дипломатическом уровне.