Михаил Прохоров, один из самых известных бизнесменов страны, продолжает пробовать пробиться в высший эшелон российской партийной политики.
Есть очень большой вопрос: удастся ли Прохорову восстановить доверие тех самых горожан, которые в нем разочаровались, ведь после того, как они отдали ему свои голоса на мартовских выборах, он их фактически оставил
В субботу в здании Российской академии наук стоится очередной съезд партии «Гражданская платформа» («ГП»), лидером и учредителем которой является Прохоров. Основная часть мероприятия – и это стало доброй традицией – пройдет в закрытом режиме. На съезде, как известно из сообщений СМИ, будет официально обнародована новая программа партии.
Газета «Известия» в пятницу со ссылкой на свои источники предположила, что в финальном варианте программы будут обещаны радикальные либеральные реформы и «девертикализация власти». Реформы, указанные в документе, кроме политического устройства и экономического развития, затрагивают культуру, образование, здравоохранение, социальную сферу и молодежную политику.
В сфере культуры партийцы обещают поддержку региональных проектов и децентрализацию, поднятие «депрессивных» городов и регионов, снятие ограничений с деятельности культурно-образовательных учреждений, а также отмену цензуры в интернете и средствах массовой информации. Кроме того, «Гражданская платформа» убеждена в необходимости вывода государства с медиарынка.
Медицине «ГП» собирается вернуть профилактический характер посредством регулярного проведения ежегодной бесплатной диспансеризации и гарантирует бесплатную медицинскую помощь для всех граждан России. В программе партии прописан ввод обязательных стандартов и протоколов лечения.
В образовательные учреждения, в свою очередь, не будут допущены религиозные институты, а дипломы и квалификационные документы, выданные в странах ОЭСР, будут признаны в одностороннем порядке. Также члены партии собираются настаивать на обратном признании российских дипломов.
Политическая программа «ГП» также традиционно либеральна: в партии предлагают ограничить досрочное голосование, чтобы обеспечить честные выборы*, а также отменить открепительные удостоверения и вернуть в бюллетени графы «против всех», оборудовать все избирательные участки КОИБами, запретить удаление наблюдателей на выборах и при подсчете голосов.
В документе прямо заявлено об отказе от «экономически неэффективной вертикали власти», даже несмотря на то, что никакой «вертикали» ни в одном официальном документе (Конституция РФ, законы, подзаконные акты, определяющие структуру и полномочия ветвей власти) не существует в природе. Прохоровцы предлагают вместо деления РФ на федеральные округа ввести поэтапное укрупнение субъектов и таким образом уйти от административно-территориального деления по национальному принципу.
В сфере экономики планируется снизить роль государства как хозяйствующего субъекта и ликвидировать систему государственных корпораций и монополий. Кроме того, ГП обещает снизить налоговое бремя на бизнес.
#{image=598633}Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, после президентских выборов Михаил Прохоров, успевший отметиться даже на протестных акциях «рассерженных горожан» в феврале, на протяжении трех месяцев не проявлял политической активности, однако 4 июня неожиданно (особенно на фоне очень странной потери «Правого дела») объявил о создании своей партии «Гражданская платформа».
Как сказал сам Прохоров, партия будет «очень специфической», состоящей всего из 500 человек. Всем остальным своим сторонникам Прохоров через газету ВЗГЛЯД предложил сотрудничать с «платформой» неофициально. По его словам, существующие партии перестали выполнять функцию посредника между властью и гражданами и изжили себя.
7 июля партия «Гражданская платформа» утвердила на учредительном съезде руководящие и контрольные органы, устав и программу, а также приняла решение о создании региональных отделений. Это мероприятие проходило в закрытом режиме. По данным пресс-службы бизнесмена, в съезде принимали участие профессиональные юристы, делегированные лидерами из 51 региона РФ. Первоначальная идея партии «500 юристов» была отвергнута: в итоге было решено вернуться к традиционной схеме партийного устройства.
Как заявил в интервью газете ВЗГЛЯД сам Прохоров после учредительного съезда, «партии убивают конкуренцию и отталкивают амбициозных людей». «Гражданская платформа» – это движение новых гражданских политиков во власть. А как им двигаться, если надо всякий раз оглядываться на «вождя»?» – сказал он.
Между тем, по данным опроса ВЦИОМ, 53% россиян сообщили, что намерение Прохорова создать партию им безразлично.
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты в один голос не признают за Прохоровым харизмы, но предполагают, что политическая конъюнктура может сложиться для него вполне благоприятно.
Политолог Павел Салин полагает деятельность Прохорова попыткой «в очередной раз попасть в тренд». Он заметил, что текущая политическая ситуация становится типичной, и «нарастает усталость населения от вообще всей политической системы».
По мнению политолога, хотя партийный опыт Прохорова закончился неудачей, на президентских выборах он набрал достаточно приличное число голосов для дебютанта. «С одной стороны – да, есть политический капитал, который он не растратил. С другой стороны, в силу того, что у нас сейчас вся политическая система становится более жесткой, любое участие в политике сопряжено с определенными рисками», – объяснил политолог.
По словам Салина, этим и объясняются колебания миллиардера.
Политолог считает, что, действительно, трендом становится некоторое «полевение» общества, но это «полевение» не того электората, на которое рассчитывает либеральная партия». Он полагает, что именно по итогам осенних выборов Прохоров сделал вывод о том, что население «устало от старой оппозиции, и есть спрос на некую новую оппозиционную партию».
«В принципе, потенциально у этой партии электорат есть даже с учетом «полевения» общества, – признал Салин. – Но есть очень большой вопрос: удастся ли Прохорову восстановить доверие тех самых горожан, которые в нем разочаровались, ведь после того, как они отдали ему свои голоса на мартовских выборах, он их фактически оставил».
«Чисто с теоретической точки зрения у новой либеральной партии в России есть сейчас определенная ниша, хотя и не очень большая», – подытожил политолог.
Между тем Леонид Поляков, заместитель декана факультета политологии ВШЭ, убежден, что Прохоров не столько сам, сколько под влиянием своей среды все активнее «проталкивается» в политическое пространство, потому что «спорадические телодвижения в сторону политики не подкрепляются понятной и ясной систематической работой».
«Хотя в отношении партии «Гражданская платформа» что-то вроде бы поменялось, – признал политолог, – и, судя по тому, как развиваются здесь события, вплоть до проведения съезда, похоже, что команда, которую Прохоров собрал, когда выдвигался в президенты, все-таки продолжает функционировать, продолжает генерировать какие-то новые идеи».
Поляков полагает, что в самом Михаиле Прохорове нет «реального политического драйва». «Скорее он является наконечником какой-то активной бригады политического спецназа, который должен решать свои задачи, пользуясь относительной харизмой своего лидера и, конечно, самое главное, бесконечными ресурсами», – сказал он.
По его словам, люди, подталкивающие Прохорова участвовать в политике, – это «беспочвенные интеллектуалы». «То есть интеллектуалы, профессиональная роль которых состоит в том, чтобы представительствовать самих себя в политике, делая вид, что они представляют какие-то определенные социальные группы», – пояснил политолог.
Он убежден, что команда, которая собралась вокруг Прохорова, хочет самореализации, поскольку Прохоров «самореализовался уже давно в самом простом банальном смысле – в количестве нулей в его личном счете».
«Я не вижу, чтобы ему это было сильно интересно. А вот люди вокруг, видимо, жаждут этой самой самореализации, и поскольку для интеллектуала политика является естественным пространством такой самореализации, то сложилась такая система «тяни-толкай», – сказал Поляков.
Как полагает эксперт, здесь также очень существенно и влияние его сестры Ирины Прохоровой, главного редактора журнала «Новое литературное обозрение», как одного из видных представителей этого интеллектуального слоя. Он считает, что Прохоров здесь скорее «пассивный лидер».Кроме того, Поляков считает, что в сложившейся после выборов в КС оппозиции ситуации участники протестного комитета будут искать любой вариант прикрытия, попытаются «разжиться за счет Прохорова». «Не исключено, что они попытаются притулиться к Прохорову в расчете на то, что ему сейчас сгодится любая поддержка, поскольку партия формируется, и надо искать свои площадки, надо искать лидеров общественного мнения», – выразил предположение политолог.
«Насколько я понимаю, стратегия партии «Гражданская платформа» не столько либеральная в чистом виде, у них нет программы, которую они называют либеральной, – сказал он. – Скорее всего, ставка будет на то, чтобы выступить некой юридически чистой «крышей» для продвижения любых более-менее успешных региональных лидеров общественного мнения, но, тем не менее, с либеральным уклоном».
«Сама идея этой «партии-непартии» уже многократно обсуждалась и, видимо, до Прохорова дошло, что «партию-непартию» делать невозможно, что все равно придется создавать какую-то программу и с каким-то лицом выходить», – добавил Поляков. «Из всех текстов, которые я читал, буквально следует, что он постоянно напирает на здравый смысл, на то, что они не правые и не левые, что все это устарело, что теперь нужно просто как-то, что называется, с чистого листа войти в политику, взглянуть на проблемы и найти их решения», – сказал он. «Но позиционирование, в принципе, уже задано, – убежден политолог. – Прохорову от имиджа либерала не отделаться».
Общего скептицизма по отношению к субботнему мероприятию и перспективам Прохорова не разделяет философ Андрей Ашкеров, уточнивший в интервью газете ВЗГЛЯД, что если кто и «стоит за лидером «Гражданской платформы», то это явно не Кудрин (совместные их планы потерпели неудачу), а бизнесмены братья Ковальчуки».
Ашкеров считает логичной попытку Прохорова «уйти от старых партийных форм», но объясняет, что пока она не увенчалась успехом: «Существовала идея инволюции от партии к клубу, однако было не очень понятно, кто именно будет в этом клубе солировать. Кроме того, существовал проект (я работал над ним) фабрики мысли, мозгового треста этой партии: он трансформировался в институт Новой России, но идея в итоге пока не нашла воплощения».
По словам эксперта, «Прохоров борется за создание альтернативных Общественной палаты и Большого правительства, и снова, как и в случае с «Единой Россией» и теми же «рассерженными горожанами», речь идет о «партии лучших людей», и борьба ведется за критерии этой «лучшести». Прохорову надо бы от этого отстраиваться, но все, что он может предложить, – партия истеблишмента против «нации чиновников», о которой в своей статье пишет Владислав Сурков».
«Революция сверху, раскол элит – вот на что рассчитывает Прохоров. И, надо сказать, его структура может сыграть решающую роль в этом процессе. Однако нужно понимать, что ставки на революцию нет. Прохоров не похож на революционера, но и революции ведь совершаются со словами о том, что мы не хотим революции. Прохоров – игрок, он обладает стратегическим чутьем на удачу. Ситуация ведь может и созреть сама. Так что, в его действиях есть расчет, он умеет работать со случаем, и если Прохоров всерьез придет в политику, он продолжит римскую логику ставки на удачу. Это – очень интересная модель политического действия», – убежден Ашкеров.
«Пока не ясны перспективы участия Прохорова в выборах мэра Москвы, – пояснил ближайшие собственно политические перспективы бизнесмена Ашкеров. – Сергей Собянин перенес срок своего переизбрания на 2014 год, но, судя по косвенным данным (так, например, собянинская команда возглавила ТВЦ), его позиции только усилились, и власть будет ставить на нынешнего мэра. Какое-то предложение Прохорову существует (и от власти, и от горожан, совершенно не обязательно рассерженных), но он не торопится это предложение принять, чтобы не оказываться между молотом политической ответственности перед Кремлем и наковальней столичного недовольства».
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента