В четверг министр иностранных дел Франции Ален Жюппе заявил, что Евросоюз готовится объявить эмбарго на экспорт нефти из Ирана. Как уточняет BBC, официально об этом заявят на встрече министров иностранных дел ЕС в Брюсселе в конце января. Таким образом, подтвердилась появившаяся накануне анонимная информация о том, что послы 27 стран ЕС достигли «принципиального согласия» о запрете на импорт иранской нефти.
Именно такие шаги мы хотели бы увидеть не только со стороны наших ближайших союзников и партнеров в Европе
Евросоюз требует от Тегерана «включения в конструктивный международный диалог» по урегулированию иранской ядерной проблемы. Страны ЕС импортируют чуть менее 20% всей продаваемой режимом аятолл нефти. Среди главных импортеров персидского черного золота – Греция, Испания, Италия и Нидерланды.
По некоторым данным, за счет реализации нефти Иран получает до половины доходов, и после введения санкций ему придется искать новых покупателей в Азии. Сейчас Иран ежедневно производит на экспорт 2,6 млрд баррелей нефти и примерно 20% из них закупает Китай. Иранскую нефть закупают многие страны: Турция, Индия, Южная Корея и Япония. Анкара, к примеру, за счет Ирана удовлетворяет около 30% своей потребности в нефти.
Комментируя заявление Жюппе, министр экономики и финансов Ирана Шамседдин Хосейни заявил, что против его страны ведется «экономическая война». «Враги Исламской Республики не смогли поработить иранскую нацию, теперь они пытаются опутать оковами иранскую экономику, – заявил Хосейни местному телевидению, призвав иранцев к единству. – Вся экономическая деятельность ИРИ отныне подчинена укреплению этого единства».
В свою очередь глава международного департамента Национальной иранской нефтяной компании Мохсен Гамсари считает, что санкции приведут к резкому подорожанию углеводородов, что негативно отразится на всей мировой экономике. «Мы все же надеемся, что эти санкции не будут объявлены. Однако если это произойдет, мы предусмотрели необходимые ответные меры», – сказал он.
Кроме нефтяного эмбарго Жюппе предложил заморозить активы иранского центробанка. 31 декабря президент США Барак Обама подписал закон против иранского ЦБ. Он вступит в силу через шесть месяцев, но иранский риал успел отреагировать на эту новость резким падением, потеряв около 12% своей стоимости.
Документ обязывает минфин США лишать доступа к американской финансовой системе те иностранные банки, которые будут переводить в ЦБ Ирана платежи за импорт нефти. По сути, эта мера подталкивает государства отказываться закупать углеводороды у Тегерана. Правда, законодатели наделили Обаму правом исключать те или иные страны из-под действия закона в целях не допустить там ухудшения экономического положения и избежать резкого скачка цен на нефть на мировых рынках.
Тегеран отреагировал угрозой идти на ответные шаги, вплоть до блокирования Ормузского пролива, через который транспортируется до 40% мирового экспорта черного золота.
Последняя новость из Брюсселя предсказуемо обрадовала Вашингтон, о чем в среду заявила глава пресс-отдела госдепартамента США Виктория Нуланд. «Именно такие шаги мы хотели бы увидеть не только со стороны наших ближайших союзников и партнеров в Европе, но и других стран по всему миру, – отметила она. – Мы считаем, что это полностью соответствует нашему подходу по ужесточению экономических санкций против Ирана».
Вдобавок Обама дал указание министру финансов Тимоти Гайтнеру направиться на следующей неделе в Пекин разъяснить позицию США по введению санкций в отношении нефтяного сектора Ирана. Гайтнер встретится с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао и заместителем председателя КНР Си Цзиньпином.
Вряд ли визит Гайтнера будет успешным. МИД КНР в среду заявил, что ужесточение санкций против Тегерана не поможет решить его ядерную проблему.
«Китай и Иран поддерживают нормальные и прозрачные торгово-экономические связи, не нарушающие резолюций ООН, и контакты двух стран не должны испытывать никакого влияния извне», – указал представитель китайского внешнеполитического ведомства Хун Лэй.
Между тем после последних новостей из Брюсселя цены на нефть на мировых рынках повысились. Цена февральских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent Crude Oil на лондонской бирже IСE по итогам торгов среды выросла на 1,57 доллара – до 113,70 доллара за баррель. На нью-йоркской бирже NYMEХ стоимость февральских фьючерсов на американскую легкую нефть марки Light Sweet Crude Oil подскочила на 0,26 доллара и составила 103,22 доллара за баррель.