Напомним, что в первом чтении внесенный Кремлем проект был одобрен еще в начале октября. По сравнению с прежним вариантом, в документе появилось уточнение – наиболее жесткие меры, такие как пожизненное заключение и химическая кастрация, должны применять лишь к тем насильникам, что совершили преступление в отношении детей моложе 14 лет. Ранее такой «порог» достигал 18 лет.
В начале ноября депутат от «Справедливой России» Антон Беляков внес поправки к президентскому законопроекту, предусматривающие еще более суровые меры, в том числе принудительную хирургическую, а не только химическую, кастрацию педофила. Однако от столь жестокой меры наказания думцы все же решили отказаться.
Но другие предложения Белякова были учтены. Документ доработан с учетом ряда положений депутатского проекта, заявляют во фракции «Единая Россия».
Как пояснил ранее полпред президента в Думе Гарри Минх, инициатива направлена на «усиление ответственности за все виды преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних вплоть до 18-летнего возраста». По отношению к тем, кто совершил преступление в отношении лиц моложе 14 лет, «предусматриваются наиболее жесткие санкции – вплоть до пожизненного лишения свободы и применения принудительных мер медицинского характера».
Законопроект также устанавливает, что изнасилование ребенка, не достигшего 12-летнего возраста, считается преступлением, совершенным в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии, то есть более тяжким и влекущим более жесткие меры наказания. Эта мера позволит избежать ситуаций, когда правоохранительные органы квалифицируют такие действия как совершаемые с согласия ребенка, поскольку тот не оказывает сопротивления.
Кроме того, ужесточается наказание вообще за все преступления против половой неприкосновенности лиц, не достигших 14 лет. В частности, лиц, совершивших эти преступления, предлагается лишить права и на условное осуждение, и на отсрочку отбывания наказания, а также изменить для них условия реализации права на условно-досрочное освобождение и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания – теперь предлагается рассматривать лишь соответствующие ходатайства от заключенных, уже отбывших не менее 80% срока своего наказания (сейчас – 75%).
Документ также устанавливает особый порядок применения принудительных мер медицинского характера, в том числе химической кастрации. Такие меры предлагается применять по решению суда после обязательной судебно-психиатрической экспертизы, из которой следует, что лицо страдает расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
Химкастрацию предлагается применять в отношении преступников, совершивших в возрасте старше 18 лет сексуальное преступление в отношении ребенка, не достигшего 14 лет. Предлагается также ввести добровольный порядок применения комплекса мер медицинского характера в отношении иных лиц, совершивших преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Такой комплекс может включать в себя возможность применения профилактических медикаментозных средств.
Уклонение педофилов от отбывания наказания в виде лишения или ограничения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера предлагается наказывать лишением свободы на срок до одного года.
Ко второму чтению депутаты внесли и поправки об ужесточении наказания за изготовление детской порнографии.
Многие депутаты все равно считают химическую кастрацию полумерой. «Лечение педофилии представляет значительные трудности и может быть эффективным только при наличии осознанного согласия на терапию у пациента. И то прогноз в большинстве случаев сомнительный», – заявила газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева. Правда, в отличие от Белякова, она выступает за пожизненное заключение для педофилов.
«Дело в том, что если укол будет сделан только один раз, то никакого эффекта это не даст. Ведь его задача – подавить выделение тестостерона. А если терапия не продолжится, сексуальное влечение у человека возникнет вновь, – рассказала Яковлева. – Конечно, химическая кастрация применяется в ряде стран, и там количество преступлений снизилось на 50%. Но все же как медик вынуждена признать: лечение педофилии представляет значительные трудности и может быть эффективным только при наличии осознанного согласия и твердой установки на терапию у пациента. И то прогноз в большинстве случаев сомнительный. Поэтому надо изолировать этих людей от общества. Бывших педофилов не бывает. Здесь рецидив – 100%! И поэтому мы будем вносить в президентский законопроект ряд поправок, предполагающих пожизненную изоляцию педофилов, изнасиловавших детей до 14 лет. Аналогичная норма, например, уже действует в США, где педофилам не разрешается жить среди обычных семей».