Главному тренеру сборной России по вольной борьбе Дзамболату (Джамболату) Тедееву отказано в регистрации кандидатом в президенты Южной Осетии, выборы которого пройдут 13 ноября. Такое решение принял республиканский ЦИК поздно вечером в пятницу.
Как будто мы в Северной Корее живем. Все делается для того, чтобы любой ценой не допустить меня к выборам
В ходе тайного голосования шесть членов комиссии проголосовали за регистрацию, семь были против и два воздержались. При этом глава ЦИК Южной Осетии Белла Плиева отметила, что в связи с произошедшим сегодня инцидентом, когда сторонники Тедеева пытались ворваться в здание правительства, члены ЦИК приняли решение голосовать тайно.
«ЦИК руководствуется всеми имеющимися законами республики Южная Осетия, не нарушает законодательство и обращается ко всем кандидатам в президенты с просьбой соблюдать законы и не оказывать давление на ЦИК», – подчеркнула она.
Как сообщал «Интерфакс», в пятницу едва не было сорвано заседание ЦИК Южной Осетии, на котором решался вопрос о регистрации Тедеева.
Перед зданием ЦИК собрались несколько десятков сторонников Тедеева, которые хотели прорваться внутрь. Их попытка была пресечена сотрудниками правоохранительных органов.
Как рассказали очевидцы, толпа примерно в 150 человек пыталась прорваться в здание, требуя немедленно зарегистрировать Тедеева. При этом погромщики выбили двери, разбили стекла. По информации РИА «Новости», ОМОН оттеснил сторонников политика от здания. Планировалось, что члены ЦИК рассмотрят вопрос о регистрации Тедеева в качестве кандидата в президенты. Но заседание было сорвано.
Глава пресс-службы президента и правительства Южной Осетии Вячеслав Седов сообщил, что Тедеев созвал своих сторонников с целью оказать давление на ЦИК, чтобы его зарегистрировали кандидатом. Дело в том, что Тедеев не постоянно жил в республике, поэтому ему могли отказать на основании ценза оседлости. Кандидат в президенты должен прожить в республике не менее 10 лет, а Тедеев сейчас постоянно проживает в Москве.
Напомним, это не первый скандал за последнее время, связанный с Тедеевым. В середине апреля в центре Цхинвала произошло столкновение с применением огнестрельного оружия.
Тедеев был другом нынешнего президента республики Эдуарда Кокойты, но их дороги разошлись в 2006 году, после убийства брата Тедеева Ибрагима. Заказчик преступления так и не был найден, а Тедеев превратился в лидера югоосетинской оппозиции.
В середине сентября предложение Кокойты баллотироваться в президенты принял глава МЧС Южной Осетии Анатолий Бибилов. Пресса неоднократно писала, что кандидатуру Бибилова поддерживает Москва, которая хочет более жесткого контроля за расходованием направляемых из российского бюджета средств.
Сам Кокойты не баллотируется, потому что конституция республики запрещает занимать высший пост более двух сроков подряд. На 30 сентября в ЦИК республики подали документы 25 инициативных групп и две партии с намерением выставить своих кандидатов. Пока центризбирком зарегистрировал Вадима Цховребова, Владимира Келехсаева и Алана Кочиева.
О том, в каких условиях проходило заседание ЦИК и каковы теперь его шансы стать главой республики, Дзамболат Тедеев рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Дзамболат Ильич, вы собираетесь оспорить это решение ЦИК законными способами?
Дзамболат Тедеев: Конечно, ЦИК отказал. Членов ЦИК по отдельности вызывали в КГБ и МВД, оказывали на них давление. Людей просто загнали в угол. Сегодня, к сожалению, никто не учитывает волю народа.
Те, кто совершает противозаконные действия, сегодня управляют нашей судьбой. Эти люди, чьих лиц не видно, решают, кого регистрировать, а кого – нет. Они управляют судьбой моей родины, где люди живут в нищете. Это все противозаконно. Но мы будем оспаривать это решение, мы обратимся в верховный суд, а там посмотрим.
ВЗГЛЯД: Ваши сторонники могут выйти на улицы? Вы призовете их к акциям протеста?
Д.Т.: Мы будем действовать в правовом поле.
ВЗГЛЯД: Власти говорят, что в пятницу днем ваши сторонники ворвались в здание, где заседал ЦИК...
#{interviewpolit}Д.Т.: ...Не по моей команде. Я лично находился там с 11 утра, все было спокойно. В 16.00 должны были рассматриваться мои документы. По закону со мной находятся еще двое моих представителей. Когда мы зашли в здание, дорогу нам преградила охрана. В итоге одного из помощников пустили. Я остался ждать снаружи.
Тут в здание врывается генпрокурор в пьяном виде, ругаясь по пути жестким матом, взлетает на третий этаж, где как раз проходит заседание комиссии. Я думаю, это связано с тем, что мне могли бы дать положительный ответ. В знак протеста мои сторонники ворвались вслед за ним. Они не могли допустить, чтобы на ЦИК оказывали такое давление. В итоге его вывели.
ВЗГЛЯД: Что происходило у здания?
Д.Т.: На площади становилось все больше горожан. Напротив нас стоял ОМОН. Мы ждали решения. Чисто по-человечески хотели меня поддержать ребята из олимпийской сборной, они ехали сюда, но в 15 км отсюда им преградили дорогу люди с автоматами. То есть, фактически их не пускали к себе домой.
ВЗГЛЯД: Где вы сами находились? Вам удалось попасть в здание?
Д.Т.: Я находился рядом с ЦИК в окружении правоохранительных органов: СОБР МВД, КГБ Южной Осетии и госохраны, чьи вооруженные люди с автоматами и пулеметами держали в напряжении половину Южной Осетии.
С нашей стороны никаких инцидентов нет. Если и есть какие-то инциденты, все это со стороны властей, потому что они сами провоцируют конфликт. Хорошо, что мы не поддались на эти провокации, а то могла пролиться кровь.
ВЗГЛЯД: Каковы шансы на то, что вас все же зарегистрируют?
Д.Т.: С моими документами полный порядок. Я подавал их в течение трех дней, постепенно. Но власти начали менять под меня избирательный закон. Вы можете себе представить, появилось совершенно абсурдное предложение. Например, если человек в течение года отсутствовал в стране один месяц, то он уже не имеет право баллотироваться на должность президента. Как будто мы в Северной Корее живем. Все делается для того, чтобы любой ценой не допустить меня к выборам.
ВЗГЛЯД: Проходите ли вы по десятилетнему цензу проживания в республике, ведь вы большую часть времени находитесь в России?
Д.Т.: Такие претензии были, пока ЦИК не ознакомился с документами. Когда они узнали, что с этим все в порядке, ко мне пришел начальник охраны президента и сказал: «Если вы не уберетесь по-хорошему, вас выкинут из Южной Осетии». И это несмотря на то, что я родился и вырос здесь. Независимо от того, что я занимаю должность главного тренера и езжу в Россию по работе. Это не означает, что я место жительства поменял.
ВЗГЛЯД: Подобные инциденты случались с другими кандидатами?
Д.Т.: Алан Кочиев, который был зарегистрирован на днях, сидит в СИЗО. В знак протеста он объявил голодовку. Это прямое нарушение закона, поскольку после регистрации кандидат становится неприкосновенен. А Кочиев сидит уже неделю. Якобы за драку, в которой на самом деле он не участвовал, даже рядом не находился.
ВЗГЛЯД: Правящая партия «Единство» выдвинула кандидатом на президентский пост главу МЧС генерала Анатолия Бибилова. Каковы его шансы?
Д.Т.: Конечно, власти напрямую указывают на него как на будущего президента. Но это ведь не частная лавочка: кого хотим, того пускаем. Мы не должны ограничивать народ. У нас уже 29 кандидатов на должность президента. Пусть люди выбирают. О планах Бибилова, в частности, относительно России, пока сложно говорить. В любом случае, все кандидаты настроены пророссийски. Все помнят о том, как ваша страна оказала помощь в войне с Грузией.