«Сам министр финансов заявления не подавал. Президент подписал указ в соответствии с действующей процедурой по представлению премьер-министра», – сообщила пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова.
Поводом для увольнения министра стало сделанное им заявление о том, что он не желает работать в правительстве, которое после выборов возглавит нынешний глава государства, из-за существующих между ними разногласий.
«Я не вижу себя в новом правительстве. Дело не только в том, что мне никто и не предлагал, но я думаю, что те разногласия, которые у меня есть, они не позволяют мне идти в это правительство», – сказал Кудрин.
При этом он отметил, что у него есть «ряд разногласий с Медведевым по экономической политике, они, прежде всего, касаются существенных расходов на военные цели».
В понедельник Медведев назвал слова министра неприличными и предложил Кудрину в течение дня покинуть пост, если тот не согласен с политикой президента. Министр финансов в ответ заявил, что ему нужно посоветоваться с премьер-министром.
О том, как отреагировали на отставку главы Минфина представители малого бизнеса и какие ожидания связывают они с будущим министром, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель «Опоры России» Сергей Борисов.
ВЗГЛЯД: Как вы как человек, представляющий интересы малого бизнеса, восприняли известие об отставке министра финансов?
Сергей Борисов: Отставка вызвала смешанные чувства. Конечно, это некорректно и неэтично со стороны министра финансов из-за рубежа рассуждать о должности, которую ему еще не предложили. Но у малого бизнеса нет сожалений из-за его отставки. Мы были на голодном пайке Минфина. Министерство выделяло предельно малые средства на программу развития малого бизнеса. Хотя мы неоднократно говорили о том, что «подушку безопасности» надо использовать именно для развития реального сектора экономики и именно малого бизнеса. Потому что именно он, а не денежный мешок является стабилизатором экономики.
ВЗГЛЯД: Ряд наблюдателей уже предсказывают негативную реакцию рынка на отставку главы Минфина. В том числе есть предположения, что это решение может отпугнуть инвесторов...
С. Б.: Знаете, инвесторам нужно развитие. А не болото и денежный мешок, который может растаять в любой момент. Сохранение средств – это, конечно, неплохо. Но как показывает практика, эти деньги быстро исчезают: если цена на нефть упадет, эти средства мы проедим быстро. А развития у нас не было. Было постоянное сдерживание создания нормальной инфраструктуры, в том числе и для малого бизнеса. Например, тех же самых дорог, в которые нужно было активнейшим образом вкладывать деньги.
Поэтому я не думаю, что это решение как-то повлияет на настроения инвесторов. Может быть, наоборот, появится драйв, если эта должность достанется новому, более решительному, нацеленному на результат, а не на сохранение статус-кво человеку. Это сладкое слово «стабильность» уже всех утомило. Она сродни стагнации. Должно быть постоянное движение вперед, а его у нас крайне мало. И финансовые инструменты играют здесь одну из ключевых ролей. Сколько у нас было инициатив, которые были зарублены только из-за того, что Минфин был против. Поэтому мы, наоборот, теперь надеемся на оживление.
ВЗГЛЯД: То есть вы предпочли бы видеть на этом посту менее консервативного человека? Кто в таком случае мог бы занять эту должность? Сейчас уже называются фамилии Голиковой, Задорнова, Шаталова...
С. Б.: Шаталов, безусловно, человек опытный, но он человек системы Алексея Леонидовича. А нужен новый взгляд. К Голиковой у нас слишком много претензий по единому социальному налогу, и мы не видим ее видения перспектив развития предпринимательства... В общем, здесь нужно серьезно подумать. Лично я не готов делать предположения относительно кандидата.
ВЗГЛЯД: Кто бы ни занял эту должность, на ваш взгляд, это будет временный министр? Либо он продолжит работу и в новом правительстве после выборов?
С. Б.: Знаете, нельзя делить шкуру неубитого медведя. Мы еще не знаем, кто и как будет формировать новое правительство, пока не прошли выборы, все это – только проект.