В среду глава Чечни Рамзан Кадыров привез в центральную мечеть Грозного чашу пророка Мухаммеда. Ее доставили спецрейсом из Лондона. «Этой святыне более 1400 лет. Она имеет свою многовековую историю и все необходимые официальные подтверждения своей подлинности. Мы приложили много усилий, чтобы чаша великого пророка оказалась в нашей республике», – сказал Кадыров, выступая перед пришедшими в мечеть мусульманами.
От аэропорта Грозный реликвию доставил президентский кортеж во главе с Кадыровым, который ехал в кабриолете. Как передает «Интерфакс», машину лидера республики приветствовали местные жители, многие из которых плакали при виде чаши пророка.
#{image=558611}Кадыров занес святыню в мечеть вместе с председателем совета алимов Чечни Хож-Ахмедом Кадыровым. По словам главы республики, вместе с реликвией в Чечню привезли два ковра, которыми длительное время была покрыта могила пророка. «Теперь эти три святыни будут вечно храниться в нашей республике», – сказал Кадыров.
Он также рассказал историю чаши пророка. «После кончины пророка чашу хранил его двоюродный брат халиф Али ибн Абуталиб. Затем – дочь пророка Фатима и ее сыновья Хасан и Хусейн. Далее чаша передавалась потомками пророка из рук в руки. Столетие спустя радикальные исламисты – приверженцы ваххабизма – стали преследовать потомков пророка, которые вынуждены были покинуть Мекку и Медину. В итоге эта святыня оказалась в Великобритании, где хранилась до сегодняшнего дня», – сказал глава республики. «Теперь эти бесценные реликвии по согласованию и по желанию потомков пророка обрели новую родину. И они принадлежат всем мусульманам мира», – отметил Кадыров.
Отныне ежегодно в день рождения Мухаммеда чашу будут выставлять на всеобщее обозрение, а воду из нее смогут испить все желающие. О том, почему чаша досталась именно Чечне, а не Саудовской Аравии, и почему в России о ней слышали немногие, газете ВЗГЛЯД рассказала академик Российской академии естественных наук, переводчица Корана Иман Валерия Порохова.
Валерия Порохова (фото: ruh.kz) |
ВЗГЛЯД: Валерия Михайловна, насколько эта реликвия важна для ислама?
Валерия Порохова: От пророка осталось чрезвычайно мало вещей. Большинство из них хранится в Британском музее, либо в Турции, в Софийском соборе, который сначала был превращен в мечеть, а затем – в музей. Там есть интересные артефакты: меч Хамзы, волос пророка. Для мусульман это просто бесценно.
Когда Рамзан передавал чашу мечети в Грозном, то все мужчины рыдали, глядя на нее. Это чрезвычайно важное событие для России. У нас был Коран, залитый кровью халифа Османа, и Горбачев торжественно передал его из Эрмитажа в Узбекистан. Это был драгоценный дар.
ВЗГЛЯД: Англия подарила Чечне чашу пророка?
В.П.: Не знаю, подарила ли. Скорее всего, продала, потому что англичане прагматичны в этом смысле. На чашу претендовали еще Саудовская Аравия и Иордания. Но все-таки избрана была Чечня. Любые артефакты, связанные с пророком, с его жизнью, бесконечно ценны для ислама.
ВЗГЛЯД: В споре за чашу выиграл тот, кто просто больше заплатил?
В.П.: Я могу только предполагать. Но, зная хорошо природу англичан, – моя бабушка по отцу англичанка, – не думаю, что она была подарена. Это мое предположение. Я не знаю, стала ли Англия дарить далекой Чечне, которая была косточкой в горле России, эту чашу.
ВЗГЛЯД: Как долго чаша могла храниться в Англии?
В.П.: Англия была великолепной колониальной державой. Она скупала и воровала. Она обворовала всю Индию и все страны Магриба. Где бы она ни была, она всегда занималась узурпацией ценностей. Англия всегда этим славилась. В общем-то, может, и хорошо, что она так поступала: эти вещи не погибли, а очень трепетно хранятся в Британском музее. Я там видела Евангелие от Иакова – сводного брата Иисуса Христа.
Ключи от храма Вознесения Иисуса в Иерусалиме хранятся у мусульман в течение 800 лет. Это практика всего мира, потому что чужие реликвии хранятся гораздо бережнее, чем свои.
ВЗГЛЯД: Насколько хорошо известно об этой чаше в России?
В.П.: У нас никто не слышал об этой чаше. Если бы о ней знали раньше, то и купили бы раньше. Возможно, она была выставлена на обозрение для мусульманских стран, и англичане сами решали, кому ее передать. По всем законам, они должны были передать чашу Саудовской Аравии, которая является хранительницей святынь и местом паломничества. Но англичане предпочли Чечню, и в этом я вижу какой-то политический аспект.
ВЗГЛЯД: В подлинности чаши пророка не может быть сомнений?
В.П.: Англичане, как правило, не выставляют подделки. Сейчас же проводятся углеводородные анализы, которые прекрасно установят возраст этой вазы. Это делается очень просто. Подделку на таком уровне сделать невозможно. Так удалось выяснить, что Туринская плащаница была подделкой. Вся Англия знает про чашу.
ВЗГЛЯД: Кроме чаши, в Чечню привезли ковры, которые, как сказал Кадыров, покрывали могилу пророка. Они также размещены в центральной мечети Грозного. В их подлинности тоже не стоит сомневаться?
В.П.: Я не знаю. Я не видела ковры, которые покрывали могилу Мухаммеда. Могила пророка находится в городе Медина. На этом месте воздвигнута потрясающая мечеть в его честь. Скорее всего, там ковров не было, потому что пророк умер в скромной бедности, он был в одной одежде. Была циновка. О каких коврах идет речь, я не знаю.
ВЗГЛЯД: Насколько чаша может укрепить авторитет самого Рамзана Кадырова?
В.П.: Он и так очень крепкий. Вы не представляете, что он сделал для Грозного. Я была там до бомбежки. Потом все это разбомбили...
Кадыров просто молодец. Он строит не просто квартиры для людей, он их меблирует. Я была на проспекте Победы, где заселяются тысячи семей. Они въезжают в очень удобные комфортабельные квартиры, где стоит кухня, сантехника работает и обставлена детская. Мы видим плоды его работы. Он молодец.
ВЗГЛЯД: После приобретения столь ценной реликвии возникнет ли поток паломников и туристов в Чечню из-за границы?
В.П.: Я не думаю. Посмотреть на эту чашу в Чечню приедет весь Кавказ, вплоть до Азербайджана, хотя они и шииты. Приедет Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и ингуши. Но иностранные туристы трусливые. Чечня зарекомендовала себя как небезопасное место. Как бы службы безопасности ни работали, все равно есть шанс каких-то ЧП. Я сама езжу туда с огромным удовольствием и ничего не боюсь.