Праймериз, участие в межрегиональных конференциях партии премьера, ОНФ и, наконец, объявление о выступлении на съезде «ЕР» и Дмитрия Медведева, и Владимира Путина – все это обеспечивает «Единой России» значительно превышающую остальные партии цитируемость в СМИ. В свою очередь отсутствие скандалов и усиление аппаратных позиций (на выборы от партии пойдут не только губернаторы, но и члены правительства: Сергей Шойгу, Дмитрий Козак, Вячеслав Володин, Виктор Зубков, Александр Жуков и Игорь Шувалов) мобилизуют актив и сторонников «ЕР».
«У нас фронт, мы ни с кем не деремся»
#{image=527486}Открытый в мае по инициативе Владимира Путина Общероссийский народный фронт к сентябрю вобрал в себя несколько тысяч общественных организаций, выставил своих представителей на всех праймериз «Единой России» и собрал из предложений граждан «Народную программу», которая будет обсуждаться на съезде «ЕР» и станет основой предвыборной программы партии.
По словам Владимира Путина, беспартийные кандидаты получат 185 мест в предвыборном списке «Единой России», 167 мест будет отдано нынешним депутатам ГД. «Почти 360 человек – более половины нашего списка – это новые лица, те, кто впервые будет участвовать в федеральных парламентских выборах, – это учителя и врачи, предприниматели и рабочие, военнослужащие и фермеры, деятели культуры. У большинства наших кандидатов очень солидный практический опыт. Они знают жизнь, чувствуют проблемы, которые волнуют общество и граждан страны, и готовы предлагать конкретные пути их решения», – заявил лидер «ЕР» на заседании координационного совета ОНФ.
Кроме существенного кадрового обновления партии (о том, как молодым политикам, таким как Илья Холодов в Твери или Елена Бочарова в Липецке, удавалось в ходе праймериз потеснить известных депутатов, газета ВЗГЛЯД рассказывала подробно), ценность ОНФ, по мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Павла Салина, состоит в привлечении к диалогу различных категорий населения: «Через Народный фронт Путин привлекает к работе над усовершенствованием и обновлением партии, над программой «ЕР» все слои населения – от учителей и врачей до работников крупных промышленных предприятий и бизнесменов».
Стоит отметить, что Владимир Путин не устает пропагандировать ОНФ не только формально (как участника праймериз «ЕР», например), но и в качестве объединения единомышленников. Так, отвечая на вопрос о том, как он относится к драке бизнесменов Александра Лебедева и Сергея Полонского, премьер отметил: «У нас фронт – мы ни с кем не деремся, а у них там фронта нет, и они друг другу в ухо бьют. Хулиганство».
О популярности Народного фронта свидетельствует и предсказанное газетой ВЗГЛЯД заявление лидера общественной организации «Конгресс русских общин» Дмитрия Рогозина, который призвал своих сторонников на выборах голосовать за «Единую Россию»: после выступления нынешнего постпреда России в НАТО КРО принял решение присоединиться к ОНФ. По мнению многих аналитиков, это позволит «ЕР» дополнительно собрать голоса лояльного власти националистического электората, раньше часто отходившие к ЛДПР.
«Не фракция для депутатов, а депутаты для фракции»
Внутрипартийное голосование «Единой России», целью которого было формирование списка и представление программ кандидатов в депутаты (эти программы станут частью предвыборной платформы партии), стало одним из самых заметных политических событий лета. Праймериз впервые проводились по всей стране, всего, по словам секретаря президиума генсовета партии Сергея Неверова, в процедуре приняли участие более 226 тыс. человек, состоялись более 900 встреч.
Владимир Путин лишь единожды своим решением отменил результаты праймериз: в городах Артем и Находка Приморского края итоги голосования были признаны не соответствующими реальной популярности кандидатов. «Все, что происходит, – это очень хорошо, но хорошо не потому, что кто-то что-то подтасовал, а хорошо, что вы это видите», – отметил после отмены результатов Путин. «Хорошо, что мы вводим такие инструменты, и хорошо, что мы видим весь процесс и в случае необходимости можем корректировать, что происходит», – добавил лидер «Единой России».
Также Путин пообещал, что все победители праймериз будут востребованы: например, могут принять участие в создании эффективных структур общественного контроля над принятием и исполнением решений властями различных уровней, в том числе региональными и местными.
Как заявил в интервью газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин, главный успех праймериз состоит в демократизации выборов: «В ходе внутрипартийного голосования можно не только публично говорить на любые самые злободневные темы, но и видеть, слышать и выбирать людей, которые раньше не могли и думать о выдвижении от партии».
Говоря об отношении самих партийцев к праймериз, Данилин отметил, что «некоторых депутатов, не так их и много, эта идея напрягла, но нужно понимать, что «ЕР» намного шире, чем фракция Государственной думы, и вообще, не фракция существует для депутатов, а депутаты для фракции». По словам эксперта, праймериз и отношение к ним – это «хорошая прививка против косности».
Кроме того, Данилин объяснил необходимость праймериз еще и тем, что «они в самом тихом летнем сезоне привлекли огромное внимание общественности»: «Внутрипартийное голосование «ЕР» обсуждали все, и это дало партии серьезное преимущество на этапе вхождения в избирательную кампанию».
«Прямая политическая ответственность»
В ходе кампании «Единой России», по мнению политолога и философа Вячеслава Данилова, удалось сформулировать «три ключевых сюжета нереволюционных изменений, которые ожидают российскую политику в ближайшие годы».
«Во-первых, власть и ее партия нашли способ изнутри нынешнего дизайна политической системы компенсировать ее недостатки. В частности, много говорилось о том, что у нас правительство беспартийное и, соответственно, не желает проводить скоординированную и ответственную перед представительной властью политику. Идея просто «обилетить» министров ничего, увы, не решает. И тот факт, что глава правительства – одновременно лидер партии, тоже не дает гарантии партийного оформления отраслевых политик. Ныне возникла идея пропускать членов кабинета через процедуру выборов – ставить их на места в списках. То есть увязать пост министра с результатом партии на конкретном месте», – заявил Данилов в интервью газете ВЗГЛЯД.
Данилов уверен в том, что партизация такого рода устранит министерскую фронду: «Ведь известно, что ряд министров-технократов позволяют себе откровенно политические высказывания в отношении политики той партии, которая законодательно оформляет их же инициативы. Причем эти высказывания отнюдь не похожи на комплименты. «ЕР» посредством такого механизма хочет повысить прямую политическую ответственность отраслевых глав исполнительной власти».
Вторым принципиально важным сюжетом изменения политсистемы Данилов считает праймериз. Политолог объяснил: «За последние 10 лет партийные машины в России перешли на кадровое и идейное самообеспечение. Они закупорились, занялись самоедством. Внедрение института обязательных праймериз позволит – на это рассчитывают и Путин, и партия – сделать «ЕР» еще более эффективным кадровым лифтом».
Обе этих идеи, по словам Данилова, содержательно направлены на решение двух задач: демократизации политики с одновременным укреплением вертикали власти.
Третьим сюжетом российской политики, который развивает в ходе этой кампании «ЕР», политолог считает «мягкие изменения при использовании уже наличествующих институтов и механизмов политсистемы». «Сам принцип – мы не ломаем старое, а меняем его под нужды страны – важен для работоспособности всей системы, для ее мобильности и эффективности». В этом контексте фактическое участие в кампании «ЕР» главы правительства и министров, общественных организаций обретает вполне понятную цель.