В ночь на среду в Суздале трое грабителей напали на дом 57-летнего Александра Большакова. В 2008 году, вскоре после августовской войны, Большаков получил всероссийскую известность, возглавив аппарат президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты. Ранее он был вице-губернатором Ульяновской области. В Цхинвале Большаков проработал около года и в 2009 году переехал в Суздаль.
Судя по почерку, это необычные грабители. Следствие не исключает и версии, связанные с тем, что погибший занимал государственные должности
Сначала источник РИА «Новости» в правоохранительных органах региона сообщил, что Большаков умер от сердечного приступа, но позже выяснилось, что тот был убит. По данным следствия, напавшие ночью на дом грабители были в масках и камуфляжной одежде. Угрожая пистолетом, они потребовали деньги. Хозяина дома злоумышленники насильно переместили в цокольный этаж, где сначала избили, а затем ударили ножом в шею, от чего Большаков скончался на месте.
Супругу Большакова грабители избили, а перед тем как скрыться, связали ее скотчем. По предварительным сведениям, из дома похищены деньги и снимавшая происходящее в доме видеокамера (видеорегистратор). Во время нападения в доме также находились престарелая мать потерпевшей и ее малолетний внук, которые не пострадали.
Преступникам удалось забрать из дома не менее 300 тыс. рублей, о чем сообщила старший помощник руководителя СУСК по Владимирской области по взаимодействию со СМИ Ирина Минина. «Судя по почерку, это необычные грабители. Следствие не исключает и версии, связанные с тем, что погибший занимал государственные должности, а также с его предпринимательской деятельностью», – сказала она.
Минина уточнила, что жена Большакова – в больнице. Впрочем, причиной госпитализации, по словам Мининой, стали не побои, а пережитый стресс. В связи с преступлением возбуждено уголовное дело по факту убийства и разбоя (максимальная санкция – пожизненное заключение).
До работы в правительстве Ульяновской области Большаков занимал различные должности внутри известной группы компаний СОК (в том числе заместителя гендиректора завода «Автоприбор»).
До недавних пор СОК был одной из самых влиятельных групп в Поволжье, но в последнее время у компании начались трудности. В мае этого года председателю совета директоров СОКа Юрию Качмазову и еще двум руководителям группы инкриминировали преднамеренное банкротство «ИжАвто» (вывод активов на сумму 6,7 млрд рублей), который был подконтролен группе компаний до апреля 2009 года. Суд вынес решение о заочном аресте, поскольку все трое ударились в бега.
До этого все трое были объявлены в федеральный, а затем и в международный розыск. Уголовное дело было возбуждено в том же 2009 году по заявлению основного кредитора завода – Сбербанка.
После работы в СОК Большаков стал заместителем главы Ульяновской области Сергея Морозова. В июле 2008 года ходили слухи о переводе Большакова на работу в администрацию Владимирской области. Это связывали с тем, что Большаков очень успешно действовал во время выборов. Но вместо этого вскоре после августовской войны он был назначен советником Кокойты, а затем – 31 октября 2008 года – возглавил его администрацию. Напомним, что сам Качмазов – уроженец Южной Осетии.
«Нового главу администрации президента Южной Осетии Александра Большакова на прежнем месте работы в Ульяновске вспоминают как человека жесткого и нацеленного на поиск врагов», – писала тогда газета «Коммерсантъ».
Тем временем в самой Южной Осетии полным ходом идет подготовка к президентским выборам 13 ноября. Эдуард Кокойты возглавлял республику два срока подряд и, согласно конституции, не сможет баллотироваться на третий срок. Москва не скрывала своего недовольства тем, как в республике осваивались российские деньги – 30 млрд рублей, предназначенные для восстановления после августовской войны. Кокойты хотел изменить основной закон и снять ограничения на президентские сроки, но весной 2009 года глава Кремлевской администрации Сергей Нарышкин выступил против такого сценария, и Кокойты вынужден теперь готовиться к отставке.
По мнению наблюдателей, победит тот кандидат, которого поддержит Россия. Среди вероятных преемников Кокойты назывались глава МЧС Южной Осетии Анатолий Бибилов, посол республики в Москве Дмитрий Медоев и лидер правящей партии «Единство» Зураб Кокоев.
Любопытно, что некоторые грузинские СМИ прочили в своих аналитических материалах на место Кокойты и самого Большакова, называя его «доверенным человеком Путина». Впрочем, эти предположения были беспочвенны. По самым элементарным параметрам – происхождение и ценз оседлости – Большаков на эту должность бы не подходил. По конституции, главой Республики Южная Осетии может быть лишь человек, который прожил в РЮО последние 10 лет и в совершенстве знает осетинский язык.
Впрочем, теоретически Большаков, например, в случае смены власти мог бы рассчитывать на кресло премьера. Так, например, назначенный чуть позднее премьером республики Вадим Бровцев – также «варяг», прибывший в Цхинвал из Челябинской области.
Впрочем, в самом Цхинвале призывают не связывать гибель бывшего чиновника с событиями в республике. Высокопоставленный собеседник газеты ВЗГЛЯД в правительстве Южной Осетии заметил лишь: «Для нас трагическая смерть Александра Большакова – неприятная новость. Это был хороший человек, профессионал в своем деле. За короткий промежуток времени он показал, что знает свою работу. Скорбим по поводу его кончины». В оппозиции также не спешат связывать убийство Большакова с предстоящей сменой власти в Цхинвале.«Неожиданная и очень неприятная новость. Выражаю свои искренние соболезнования семье погибшего. У них сейчас большая трагедия, – заявил газете ВЗГЛЯД Вячеслав Гобозов, оппозиционный кандидат в президенты РЮО, лидер социалистической партии «Фыдыбаста». – Лично я не был с ним знаком, но наслышан, что он человек дела».
Гобозов назвал бредом версии о причастности к преступлению осетин. «Кто-то хочет нас за уши притянуть к этому преступлению. Он в республике проработал очень мало времени и вряд ли кому-то мог досадить. К тому же у нас не принято сводить счеты таким образом».