О том, зачем нужен Общероссийский народный фронт, газете ВЗГЛЯД уже рассказывали руководитель политической организации «Новоконы» Артем Юртаев и лидер общественного Движения автомобилистов России Вячеслав Лысаков. Есть, впрочем, в ОНФ и люди, которые политических амбиций не испытывают, в Думу не рвутся и преследуют сугубо утилитарные, очень простые цели.
Я не могу ждать, когда государственная система станет полностью самодостаточной и идеальной
Один из таких участников Фронта – писательница и общественный деятель Ева Христенко (Ланска), которая объяснила газете ВЗГЛЯД, что политика – дело десятое, а есть вещи и поважнее того, кто и сколько кресел займет по итогам выборов в декабре.
ВЗГЛЯД: Ева, здравствуйте. Скажите, а при приеме в ОНФ не требуют сдавать «политический минимум»? Как туда пускают аполитичных женщин?
Ева Ланска: С меня не требовали. Насчет аполитичности – это как посмотреть. Не быть членом партии, но иметь гражданскую позицию – думаю, это нормально. Партийный билет не может быть критерием соответствия человека статусу гражданина и его гражданским обязанностям.
ВЗГЛЯД: То есть в партию вы вступать не собираетесь?
Е. Л.: Не стану скрывать – вступила бы в самом крайнем случае. Если не будет иного пути добиться результата – что ж, вступлю.
ВЗГЛЯД: А ОНФ чем от партий отличается?
Е. Л.: В моем понимании ОНФ – не партия и даже не технология. Это принцип обновления, который, возможно, наконец-то заработает. Очень, знаете ли, хочется посмотреть на новые лица. И новые идеи увидеть воплощенными в жизнь. Я понимаю, что Владимир Путин подвел этот принцип под решение конкретной электоральной задачи в канун выборов. Но какая, по сути, разница? Радует, что теперь смотрят в лицо, а не на партийный стаж.
#{image=527486}ВЗГЛЯД: К чему сводятся ваши предложения и почему их нельзя реализовать без Фронта?
Е. Л.: К решению проблем детей, оставшихся без родителей. Социальные проблемы – они системные. Можно усыновить ребенка: для этого нужны некоторые усилия и доброта нескольких людей, задействованных в процессе. А можно перестроить жизнь так, чтобы сирот вообще не было. Тут без масштабных мер не обойтись. Мало менять законодательство – нужно делать это своевременно и современно. Мало хотеть делать людям добро – нужно менять менталитет, в т.ч. и через целенаправленную пропаганду. Я, кстати, не боюсь этого слова, была бы польза.
ВЗГЛЯД: И что пропагандируете?
Е. Л.: Например, чтение: дети перестали читать хотя бы потому, что нет книг. В лучшем случае учебники. Читать стало не модно. А что такое поколение, не приученное к чтению, можно наблюдать уже сейчас. В рейтинге ЮНЕСКО мы занимаем 7-е место по количеству часов, которые тратим в неделю на чтение. А первые три места занимают страны, которые по «случайному» совпадению лидируют в сфере инноваций: Индия, Таиланд и Китай. Я и привожу книги в детские дома – понятно, что библиотеки, которые там обычно есть, детей не устраивают.
ВЗГЛЯД: Это проект, которому нужна помощь ОНФ?
Е. Л.: Нет, этим мы и без Фронта занимались и будем заниматься. Один из моих проектов – создание интернет-портала с подключением всех до единого детских домов. При правильном подходе новые технологии и, скажем так, «классические» навыки доступа к знаниям дополняют друг друга – это будет социальная сеть. Многие об этом говорят, это лишний раз подтверждает необходимость такого проекта. Просто инструмент этот очень мощный: и воспитывает, и образовывает, и коммутирует. Да, энтузиастов новых подходов тоже много. Но все же недостаточно для глобальной «зачистки» проблемного поля. Нужна площадка. Надеюсь, ею станет Фронт.
#{interviewpolit}ВЗГЛЯД: Разве для такого простого действия, как проведение Интернета в детские дома, нужен целый Фронт? Этим и соответствующие ведомства могут заниматься.
Е. Л.: Ведомства появились не вчера, а проблемы не решаются годами. Нашим чиновникам пока чужда инициатива. Зато гипнотизирует авторитет. Медведева, Путина, Фронта... Скажу осторожно: это не совсем нормально. Но я понимаю, что Россия – страна с традиционной ориентацией на сильную центральную власть. Понятно, что «ручное управление» здесь еще долгое время будет востребовано, в т.ч. и так называемыми «европейцами»-западниками, которые не реже других апеллируют непосредственно к первым лицам страны. Но я не могу ждать, когда государственная система станет полностью самодостаточной и идеальной. Мне уже сегодня надо решить ряд социальных задач. И потому, не отвлекаясь на абстракции, я готова делать ставку на что-то действительно эффективное. Мне нужен результат. Нашим детям – тоже.
ВЗГЛЯД: А социальная сеть тогда причем? Какие здесь есть преграды?
Е. Л.: Необходимы самые быстрые каналы для распространения позитивного опыта. Социальная сфера должна двигаться вперед так, как это делает научное сообщество – получая оперативный доступ к последним решениям, распространяя опыт и т.п. Педагоги и воспитатели, спонсоры и благотворители, сами дети доверяют друг другу больше, чем «внешним» дядям и тетям, которые учат их жить. Вот и пусть общаются, решают свои проблемы, обмениваются идеями. Там, где бурление, – там результат.
Но масштаб проекта предполагает серьезную поддержку со стороны власти или, во всяком случае, отсутствие препятствий, что уже поддержка. Так что авторитет Фронта, чьи участники – такие же, как и я, гражданские активисты, может сильно пригодиться.
К тому же, на данный момент разработка системы находится в заключительной стадии и, по первым опросам, пользуется большим интересом у детей из детских домов.
ВЗГЛЯД: Это никак не противоречит нынешнему законодательству об усыновлении?
Е. Л.: Нет. Но изменение законодательства об опеке все равно необходимо. Такая работа требует полной ревизии существующих практик, мы уже этим занимаемся.
Все дело в том, что современная правовая база – она, прошу прощения за игру слов, несовременная. Её основы закладывались в совершенно другой стране. Существующая система – полный идеологический и административный преемник системы, созданной в эпоху доцифровых информационных технологий. Именно поэтому она так уязвима и не слишком эффективна. Проблемы заложены в ней на уровне фундамента. Одному такое сделать очень сложно, но я надеюсь, что это можно сделать с помощью Фронта.
ВЗГЛЯД: Вас не смущает, что политическая организация – по вашей логике – будет служить неполитическим целям?
Е. Л.: Абсолютно не смущает. Более того, это единственный путь оправдать существование такого рода организаций и такого рода политиков. Сейчас очевидно, нет больше смысла играться в политику. От политики прок только тогда, когда жизнь становится лучше.