В понедельник России и НАТО на совместном заседании в Сочи предстоит провести «жесткую» дискуссию по проблеме ПРО. В преддверии расширенной встречи президент Дмитрий Медведев и генсек альянса Андерс Фог Расмуссен проведут двухсторонние переговоры.
Хотя окно возможностей для выхода на договоренность явно сужается, но пока оно еще не закрылось
По словам постпреда России в альянсе Дмитрия Рогозина, повестка дня будет «достаточно увесистой». «Запланированы четыре вопроса посольского заседания, которое должно начаться в 10.00 и закончиться в 12.30. Это, во-первых, отношения в Совете Россия – НАТО после Лиссабонского саммита СРН», – сообщил он, добавив, что во встрече примет участие глава МИД РФ Сергей Лавров.
Другим вопросом переговоров станет военное реформирование в странах альянса, а также борьба с терроризмом.
Наконец, ключевой темой станет проблема противоракетной обороны. «Мы ожидаем услышать от наших партнеров о недавно принятом плане действий по ПРО НАТО. Нам важно понять, как в НАТО приступают к формированию архитектуры противоракетной обороны и насколько всерьез там относятся к вкладу России», – приводит слова постпреда «Интерфакс».
Напомним, о сотрудничестве по созданию европейской системы противоракетной обороны Россия и НАТО договорились на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года. Суть российского предложения состоит в создании системы совместной ПРО по территориальному (секторальному) принципу распределения ответственности отдельных стран или групп государств за обнаружение и уничтожение ракет в определенном секторе обороны. О том, что если стороны не договорятся, возможна новая гонка вооружений, ранее говорил президент России Дмитрий Медведев.
В данный момент Москва констатирует, что переговоры по ПРО фактически зашли в тупик. «Сейчас противоракетная оборона – это некое заклинание, которое ритмично произносится всеми американскими политиками и дипломатами, вне зависимости от их партийной принадлежности и статуса в иерархии власти США. Для них это как марксизм-ленинизм советских коммунистов сталинской эпохи. Отступать от этого они не могут и не собираются, и российским переговорщикам надо иметь в виду, что сдвинуть их с этой точки будет практически невозможно», – считает Рогозин.
Российский постпред подчеркнул, что в Москве готовы ждать конструктивного ответа западных партнеров, а затем начнут работу над отдельной ПРО. «До конца года они должны сформировать некий свой взгляд на будущую архитектуру противоракетной обороны. Если они сформируют это без нас, то понятно, что к концу года нам придется проектировать свою собственную архитектуру», – пояснил он.
При этом Россия по-прежнему не сомневается, что ПРО в Европе нацелена исключительно против нее: 3 и 4 фаза развертывания системы, вновь подчеркнул Рогозин, угрожают значительной части наших «стратегических ядерных сил».
«Создаваемая система вполне ориентирована на перехват межконтинентальных баллистических ракет (МБР). А такие ракеты в Европе есть только у нескольких стран. Это, прежде всего, Российская Федерация», – пояснил он.
В связи с чем, в случае провала переговоров, Россия будет вынуждена наращивать свой противоракетный потенциал. «Говорить, что можно ожидать какой-то там прорыв и мы моментально сразу после заседания Совета Россия – НАТО выйдем и станем обнимать друга друга и салютовать в небо, знаменуя некую новую женитьбу России и НАТО, не приходится. Этого, конечно, не произойдет», – заключил он.
Впрочем, далеко не все российские чиновники настроены так пессимистично относительно итогов переговоров по ПРО. «Я бы не стал торопиться с окончательными выводами. Хотя окно возможностей для выхода на договоренность явно сужается, но пока оно еще не закрылось полностью. Надеемся, что в НАТО все-таки возобладает понимание преимуществ подхода, основанного на равноправном сотрудничестве с Россией, по сравнению с узкогрупповым», – в свою очередь заметил замминистра иностранных дел России Александр Глушко.