Запад окончательно отказался от предложения президента Дмитрия Медведева создать совместную секторальную ПРО.
Идея секторальной ПРО больше не обсуждается
То, что США не пойдут на такое сотрудничество с Москвой, стало понятно по итогам визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Вашингтон, утверждает «Коммерсантъ».
В частности, во время переговоров госсекретарь США Хиллари Клинтон лишь подтвердила, что Белый дом готов учесть интересы России при создании системы противоракетной обороны. «Мы учтем интересы РФ и Европы при создании ПРО и продолжим диалог о сотрудничестве с российскими партнерами. Мы постараемся дать ответы на все беспокоящие россиян вопросы», – сказала она.
Ни о чем более стороны так и не договорились. «Идея секторальной ПРО больше не обсуждается», – сообщил изданию источник в российской делегации на переговорах.
Эту информацию подтвердили и в Брюсселе. «Мы давно говорили Москве, что не готовы создавать секторальную ПРО. Альянс не может отдать безопасность своих членов на аутсорсинг внешнему игроку», – заявил представитель альянса, добавив, что эта позиция была озвучена блоком во время недавней встречи с Медведевым в Сочи.
Теперь, утверждают источники, Москва может предложить НАТО новый формат сотрудничества по ПРО. Во всяком случае, как утверждает постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин, Запад пока отверг только первоначальный замысел секторального подхода. «Отвергнута только самая первая идея, с которой мы вышли осенью прошлого года. Тогда речь шла о том, чтобы создать в Европе четыре сектора противоракетной ответственности. Россия брала бы восточное направление, США – южное, Германия – северное, а Франция – западное», – пояснил он.
В качестве другой альтернативы может быть решение о создании двух параллельных ПРО, с гарантиями их ненаправленности против друг друга.
#{smallinfographicleft=269513}«Натовцы могут делать тогда все что угодно, размещать любые средства. Главное, чтобы зона покрытия их системы не заползала на нашу территорию и акваторию, а мы не будем заползать на их зону ответственности. Такой вариант не предполагает интеграции, но хотя бы блокирует негативные последствия развертывания евроПРО», – пояснил Рогозин.
Гарантиями, по мнению Москвы, должен стать особый договор, в котором были бы подробно расписаны технические характеристики стратегических оборонительных вооружений двух стран, включая зону размещения радаров и противоракет, количество противоракет и их скорость.
Впрочем, ранее руководство США и НАТО неоднократно подчеркивали, что не будут давать России каких-либо письменных гарантий. Вместе с тем устно представители альянса регулярно заявляют о том, что система необходима для защиты Европы от возможного удара со стороны Ирана, а никак не России.
Если же и этот вариант будет отвергнут, Москва готовит военно-технический ответ. «Мы развернем ракетную группировку на западных границах и нацелим наши ракеты на объекты европейской ПРО», – говорит Дмитрий Рогозин.
Для обоснования этого Россия даже готова выйти из договора СНВ. «Такой ответ будет в любом случае дан, если выползает мурло этой антироссийской технологии, если нас попытаются лишить самого дорогого, что есть у русского человека, – нашего ядерного щита», – угрожает спецпредставитель президента РФ.
Пока же Москва надеется убедить НАТО принять один из двух позитивных вариантов. «Мы будем вести переговоры, пока инициатива президента Медведева не отвергнута. Время до мая 2012 года у дипломатии есть, а сразу после этого нам надо будет определить наш стратегический ответ», – добавил Рогозин.
Напомним, о сотрудничестве по созданию европейской системы противоракетной обороны Россия и НАТО договорились на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года. Суть российского предложения состоит в создании системы совместной ПРО по территориальному (секторальному) принципу распределения ответственности отдельных стран или групп государств за обнаружение и уничтожение ракет в определенном секторе обороны. Если же стороны не договорятся, предупредил ранее Медведев, между Россией и Западом может начаться новая гонка вооружений.