В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился в Москве с представителем ливийского Национального переходного совета (ПНС), который создала оппозиция.
По вопросу признания переходного правительства в Бенгази есть взаимопонимание. Сам факт того, что я был принят в Москве, говорит о роли и значении совета
Совет был образован 27 февраля в Бенгази и считает себя единственной законной властью в стране. Его признали Франция, Италия и Катар. Руководство всего Евросоюза и Великобритания также признали его, но на менее престижном уровне – лишь как законного партнера, и теперь официально контактируют с повстанцами.
Обе стороны конфликта в Ливии – и силы Каддафи, и мятежники – все еще пытаются одержать военным путем верх над противником, однако сторонние наблюдатели уже убедились в том, что ни одна из сторон победить пока не сможет, поэтому давно пора начинать мирные переговоры. Формально и Триполи, и Бенгази на компромисс уже согласились, но пока выдвигают взаимонеприемлемые условия. Правительство Каддафи требует, что сперва НАТО прекратило свои бомбардировки, а мятежники требуют, чтобы сперва Каддафи ушел в отставку и покинул страну.
Ливийская делегация приехала в Россию во главе с экс-министром иностранных дел Абдель Рахманом Шалькамом, который до начала кризиса занимал пост постоянного представителя Ливийской Джамахирии при ООН. Он одним из первых официальных лиц объявил о переходе на сторону мятежников.
Перед началом встречи Лавров заявил, что прекращение огня, перемирие и диалог – те вещи, которых избежать невозможно. «Все равно должно завершиться этим. И чем скорее, тем лучше», – заявил министр.
Как передает ИТАР-ТАСС, Лавров сообщил, что Россия поддерживает миротворческие инициативы Африканского союза и ООН. «На данном этапе важно согласовать такой состав участников будущих, но неизбежных переговоров, который был бы представительным с точки зрения интересов всех политических сил, всех племен в Ливии», – пояснил Лавров, добавив, что персональный список участников переговоров «должен быть предметом внутриливийского консенсуса».
#{smallinfographicleft=478830}Отметим, что посланцы из Бенгази – города, ставшего оплотом противников Каддафи, должны были приехать в прошлую среду, но по техническим причинам перенесли визит.
Абдель Рахман Шалькам повторил, что оппозиция против наземной операции НАТО. «Мы не хотим наземной операции в Ливии, – приводит РИА «Новости» слова Шалькама. – Да, были сообщения о том, что в результате бомбежек есть жертвы. Мы, конечно, за это извиняемся. Надеемся, что этого можно будет избежать в будущем».
Также он сообщил о «взаимопонимании» с Россией в вопросе признания оппозиционного правительства в Бенгази. «По вопросу признания переходного правительства в Бенгази есть взаимопонимание. Сам факт того, что я был принят в Москве министром иностранных дел России, говорит о роли и значении совета», – заявил Шалькам.
Однако, как передает «Интерфакс», ливийская оппозиция по-прежнему не намерена вести диалог с самим Каддафи. «Зачем? Чтобы заставить его уйти? Я разговариваю с ним сейчас», – сказал Шалькам.
В начале прошлой недели в Москве побывал неофициальный эмиссар Каддафи – генсек Ассоциации «Исламский призыв» Мухаммед аш-Шариф. После этой встречи Лавров заявил, что Москва не берет на себя роль некоего посредника между правительством в Триполи и оппозицией, но поддерживает посреднические усилия ООН, инициативу Афросоюза.
Российской стороне, по словам министра, было заявлено, что «в Триполи готовы рассматривать те подходы, которые основываются на «дорожной карте» Африканского союза, и выполнять в полном объеме требования резолюций 1970 и 1973 СБ ООН». «Единственное, что отметили собеседники, – сказал Лавров, – это необходимость принятия аналогичных шагов повстанцами и прекращения бомбардировок НАТО».
Комментируя позицию ливийской оппозиции, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко заявил газете ВЗГЛЯД, что компромисс возможен, если в ближайший месяц Каддафи будет убит. «У войск коалиции есть иллюзия, что если физически убрать лидера и его ближайшее окружение, то сопротивление прекратится. Поэтому основная задача оппозиции – физически ликвидировать Каддафи. Если им это не удастся в течение месяца, то нынешнее положение сохранится надолго. Однако рано или поздно переговоры все равно понадобятся», – сказал эксперт.
Минченко уверен, что несмотря на состоявшиеся переговоры, Россия не признает ПНС легитимным. «России невыгодно признавать коалиционное правительство. Это бы означало, что наша страна готова подписаться под чужими ошибками, – говорит политолог. – Позиция честного брокера, организатора переговоров наиболее выигрышна в данный момент».
Что касается ситуации на фронтах в самой Ливии, то в понедельник армия Каддафи обстреляла из систем залпового огня «Град» районы в «берберском треугольнике». Как сообщили представители повстанцев, удары наносились по позициям мятежников в городе Зинтан в 140 км к юго-западу от столицы Триполи. По информации катарского спутникового телеканала «Аль-Джазира», погибли несколько человек.
Также правительственная группировка стягивает подкрепления к другому расположенному здесь городу – Яфран. На восточном фронте силы Каддафи вновь атаковали в понедельник третий по размеру город страны Мисурату, расположенный в 200 км от столицы.
Страны коалиции развивают дипломатические контакты с правительством повстанцев. Между тем в Бенгази на переговоры с представителями ПНС прибыл помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Джеффри Фелтман. Как подчеркнули в госдепартаменте, этот визит в очередной раз говорит о том, что США считают ПНС «законным представителем ливийского народа, заслуживающим доверия».
В свою очередь Евросоюз расширил режим санкций в отношении Ливии. Совет ЕС добавил еще одного представителя окружения Каддафи в список лиц, которым запрещен въезд в Европу и чьи банковские счета должны быть блокированы.