К январю к процедуре ТО уже будут допущены коммерческие дилерские центры. А предъявлять затем талон техосмотра автомобилистам надо будет лишь в салонах страховых компаний при покупке нового полиса ОСАГО.
В среду на своей большой пресс-конференции президент России Дмитрий Медведев заявил, что техосмотр автомобилей надо вывести из-под контроля МВД и совместить со страхованием. По его словам, это решение позволит превратить прохождение ТО в достаточно формальную процедуру. Медведев заверил, что в ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму, а заработает он со следующего года. «Буквально сегодня-завтра правительство должно по моему указанию внести законопроект в Госдуму и принять», – сказал он.
Напомним, в июле прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект, передающий функции ТО от ГИБДД коммерсантам. Согласно документу, центрами обязательного ТО должно стать юрлицо, являющееся коммерческой организацией, или индивидуальный предприниматель. Но рассмотрение проекта сильно затянулось, правительство более девяти месяцев не предоставляло поправки ко второму чтению законопроекта, хотя, согласно регламенту, на такую процедуру отводится один календарный месяц.
О том, каким в скором времени станет техосмотр, газете ВЗГЛЯД рассказал глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев («Единая Россия»).
ВЗГЛЯД: Сергей Николаевич, в среду вы внесли в парламент законопроект о техосмотре автомобилей. Что в нем изменится, кроме сроков прохождения техосмотров, о которых говорил Дмитрий Медведев во время своей пресс-конференции?
Сергей Шишкарев: Да, действительно, уже в пятницу в Госдуме будет рассмотрен сразу во втором чтении законопроект, в соответствии с которым не предполагается прохождение ТО в течение трех лет владельцами новых автомобилей. Они автоматически будут получать талон ТО и попадать в единую информационную систему допущенных к эксплуатации автомобилей.
Сергей Шишкарев (фото: РИА "Новости") |
Автомобили, произведенные 3-7 лет назад, будут проходить ТО раз в два года, а те, у кого машины старше 7 лет, – раз в год. Однако все эти поблажки не коснутся грузового транспорта и пассажирского транспорта. Они будут проходить ТО раз в полгода. То есть мы, наоборот, ужесточаем требования к ним.
При этом мы – со вступлением закона в силу – предполагаем объявить амнистию по прохождению ТО для всех тех автовладельцев, у которых уже оформлен полис ОСАГО до 2012 года. То есть все те, кто еще не прошел ОСАГО в 2011 году, смогут не проходить техническую проверку до того момента, пока у них закончится полис ОСАГО.
Сейчас же большинство автовладельцев либо неофициально покупают этот талон, либо проходят техосмотр формально. Поэтому, чтобы освободить граждан от этой дурацкой процедуры, когда осмотр не проводится, а деньги вымогаются, мы решили объявить автомобильную амнистию.
ВЗГЛЯД: Когда автовладельцы смогут уже спокойно разъезжать с просроченным талоном техосмотра?
С.Ш.: Мы планируем принять закон во всех трех чтениях до 1 июня. Возможно, что уже к 12 июня президент подпишет этот закон, и очереди на пунктах осмотра автомобилей ГИБДД наконец-то иссякнут. Объявление амнистии связано с тем, что только с 1 января 2012 года у нас уже будет действовать переходный период к проведению техосмотра в аккредитованных дилерских центрах, а не в МВД.
Полностью по новым правилам ТО автовладельцы начнут проходить с 1 января 2013 года. На протяжении этих двух лет ТО будут проводить те же центры ТО, находящиеся на сегодня в ведении МВД или по договору с ними. К этому моменту МВД и ГИБДД полностью уйдут из процедуры проведения техосмотра, а все пункты техосмотра будут переданы регионам. Для этого мы специально подготовили поправки в закон о полиции, забрав эту функцию у МВД. Вместо них самую активную роль при проведении техосмотра будут играть страховые компании.
ВЗГЛЯД: Страховщики будут работать в автосервисах и лично следить за проверкой автомобиля?
С.Ш.: Нет, на осмотре автомобиля они присутствовать не будут, но они будут проверять в специальной автоматизированной базе, прошел ли их клиент техосмотр на самом деле. Кроме того, мы вводим солидарную ответственность центров техосмотров за те неисправности, которые явились причиной возможного транспортного происшествия. То есть если страховая компания сумеет доказать, что процедура ТО была проведена халатно, то пункты ТО будут отвечать своими деньгами. Если же водитель сам «купил» талон ТО, не проверив свою машину, то платить будет уже водитель.
Мы рассчитываем на то, что в дальнейшем, если у человека будет полис ОСАГО, никакого талона техосмотра ему даже не нужно будет возить с собой. Он просто прекратит свое существование через какое-то время. Но пока его все же нужно будет предъявлять страховым компаниям при покупке очередного полиса.
ВЗГЛЯД: А сколько будет стоить талон техосмотра в дилерском центре?
С.Ш.: Мы постараемся сделать все, чтобы цена на проведение ТО выросла незначительно. Поэтому мы уповаем не только на конкуренцию между автосервисами, но и пропишем предельные тарифы и создадим методику определения тарифов для различных видов транспорта. Определять конкретные суммы будут региональные власти, но они будут никак не выше, чем предложит правительство.
ВЗГЛЯД: А какие требования будут предъявляться к дилерским центрам, которые захотят проводить ТО?
С.Ш.: Главное требование – это способность проверить тормозную рулевую систему автомобиля. Всего будет 19 параметров, которые должны будут проверить автосервисы.
ВЗГЛЯД: Автовладельцы, как и сейчас, смогут проходить ТО только в регионе своего проживания?
С.Ш.: Никакой привязки к региону проживания автовладельца или даже к городу мы не предполагаем.
ВЗГЛЯД: А когда возможна полная отмена процедуры техосмотра?
С.Ш.: Это станет возможно тогда, когда наши граждане достигнут такого благосостояния, что смогут менять автомобиль каждые 3–5 лет, как это сейчас делают граждане Америки и Японии.